18.06.2025

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Опера по прозе Виктора Астафьева стала событием Красноярского оперного театра

Фраза Астафьева — «От войны на войне нельзя уйти, войну на войне не обойдешь» — стала драматическим камертоном оперы. При этом в спектакле нет ни батальных сцен, ни слезливо-слащавой интонации. На сцене, повинуясь музыке Александра Чайковского и благодаря внутренне строгой постановке Ирины Лычагиной в аскетичном визуальном решении сценографа Марии Высотской, возникает притча, взывающая к разуму хотя бы во имя любви.

Оперу «Любить на войне» по произведениям Виктора Астафьева, чья малая родина — село Овсянка Красноярского края, композитор Александр Чайковский написал по заказу Красноярского театра. К столетию писателя немного не успели, а вот к 80-летию Победы в Великой Отечественной премьеру показали публике. Но это произведение оказалось отнюдь не формальностью, приуроченной к конкретным датам.

Нельзя не заметить, что благодаря инициативности директора Красноярской оперы Светланы Гузий театр, пожалуй, единственный в России, отважно (и регулярно!) пополняет свою афишу премьерами современных композиторов, на партитурах которых еще не успевают высохнуть чернила. И чаще всего затея оказывается успешной. Для Александра Чайковского это вторая мировая премьера оперы на сибирской сцене. В июне 2019 года был «Ермак», в основе сюжета которого история создания Василием Суриковым полотна «Покорение Сибири Ермаком».

На сцене Красноярского оперного театра возникает музыкальная притча, взывающая к разуму хотя бы во имя любви

Его новую оперу после набатного аккорда открывает лаконичное оркестровое вступление — мрачное, с отголоском зловещего эха, звучание медных, барабанная дробь, и сцена уже охвачена отблесками фронтового огня. Партитура написана так, что музыка не доминирует над словом. В спектакле переплетаются судьбы героев двух повестей — «Звездопад» и «Пастух и пастушка», а также пьесы «Прости меня». А еще в либретто возникают строки Кольцова и Блока — любимых поэтов Астафьева. И за каждым — своя пронзительная история любви, мгновение счастья, опаленного войной.

Боря (Денис Гречишкин) и Люся (Алена Зафран), Миша (Андрей Колобов) и Лида (Анна Авакян), Афоня (Валентин Колесников) и Матрена (Алена Бабивская) — сколько сердец повенчала и разлучила война навсегда… Привычные оперные арии и дуэты обретают интонации баллады, частушки, романса, вальса или колыбельной. Важной фигурой становится символический персонаж — Смерть. Она всегда рядом с человеком, но на фронте ее соседство ощущается особенно близко. Смерть (Дарья Рябинко в этой роли ярка и харизматична) в образе роковой кинодивы из немецких трофейных фильмов ведет дьявольское танго с убитым германским генералом: на войне перед ней все равны… А символом необъятного женского горя становится проникновенный плач Матрены.

Всего 9 картин с эпилогом, каждая на фоне гнетущего мрака (в прямом и переносном смысле) несет в себе призрачную надежду на светлое будущее: и тут металлические шкафы (госпитальные палаты, более похожие на цинковые гробы) превращаются в мост любви и поцелуев, пусть немного и проржавевший… При этом жизнь людей в годы военного лихолетья показана с достоинством и внутренней красотой, без натурализма и излишней детализации. Но когда на сцене бушует пламя, то в зале чудится его горячее дыхание, а когда на ветру колышется ветка сирени, то будто ее аромат наполняет зал. Работа впервые образовавшегося творческого тандема Ирины Лычагиной и Марии Высотской оказалась впечатляющей.

Музыкальный руководитель постановки Дмитрий Юровский, но один из премьерных показов провел дирижер Михаил Леонтьев. И сделал это очень тактично — и в эмоциональном плане, и в профессиональном, исполнив партитуру, подчеркивая все ее достоинства и элегантно отмечая все авторские желания обратиться к некоторым квазицитатам, быть может, для усиления контекстного восприятия. Например, когда на сцене царствует Смерть, то возникает мотив, отсылающий к «Траурному маршу» из «Гибели богов» Вагнера. Ария же Мишки с хором на стихотворение Кольцова «По-над Доном сад цветет» преобразуется в цитату Соловьева-Седого из его знаменитой песни «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат».

И хотя одной из пар главных героев Александр Чайковский старается подарить счастливую любовь в финале, когда в зале гаснет свет с последним аккордом, публика, будто не дыша, замирает в полной тишине. Словно застыла в минуте молчания…

https://rg.ru/2025/05/14/o-chem-plachet-matrena.html