24.06.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Людям театр нужен. Разный. Авангардный, традиционный, главное — талантливый

Андрей Максимов — об уходящем театральном сезоне

Да, друзья мои, именно так бы и назвал я уходящий театральный сезон: сезон маленьких уроков и больших перемен. Сезон-то заканчивается, можно подводить итоги. Да и то сказать: какие такие уроки в театре? Никто уроков в театре, как и в жизни, особенно не учит. Другое дело: перемены… На мой взгляд, по итогам этого сезона интересней (да и полезней) рассуждать не столько об отдельных спектаклях, сколько — о тенденциях, о переменах.

Тяжело Театру Вахтангова. Найти замену театральному гению — Римасу Туминусу — невозможно. Как быть в такой ситуации? Театр, возглавляемый директором Кириллом Кроком и главным режиссером Анатолием Шульевым, на этот вопрос имеет один ответ: работать. И много. Не все, разумеется, получится классно, но иного пути жизни театра нет. И вот уже театральная Москва с восторгом говорит о «Повести о Сонечке» Владислава Наставшева, о какой-то невероятной красоте пушкинского спектакля Анатолия Шульева, о редком на современной сцене глубоком и радостном спектакле о любви — «Обыкновенном чуде» Ивана Поповски. Театр живет полнокровной жизнью, и это самое главное. Новый главный режиссер в Малом театре — Алексей Дубровский. Полет нормальный. Он сам на основной сцене ставит «Маленькие трагедии» Пушкина, а на новой, Камерной, сцене Владимир Драгунов репетирует «Ночь нежна» Фицджеральда.

Неуправляемо сарафанное радио, которое в конечном счете и определяет успех или неудачу спектакля

Оба режиссера — творцы интересные и своеобразные, их премьер зритель ждет с нетерпением. А это в театре важно, не так ли? Еще один новый главный режиссер — Петр Шерешевский в ТЮЗе. Сейчас ставит Ибсена. Вообще очень логично, что Шерешевский стал главным именно в ТЮЗе. Это ведь один из немногих московских театров, в котором ставили едва ли не все режиссеры-экспериментаторы того поколения, к которому принадлежит Петр. Последняя премьера: «Собачье сердце» в интерпретации Антона Федорова — спектакль, ставший событием, на который не попасть. Не выдержала душа худрука МХТ имени Чехова Константина Хабенского, и он решил поставить-таки спектакль. И не что-нибудь, а чеховскую «Чайку». Поскольку Хабенский — человек безусловно талантливый, очевидно, что на знаменитую пьесу Чехова будет у него свой взгляд. А вообще чеховский МХТ живет не просто насыщенно, но интересно: почти каждая премьера вызывает разговоры.

Вот ведь странная театральная история: разговоры… То самое неуправляемое сарафанное радио, которое в конечном счете и определяет успех или неудачу спектакля. Почему-то про одни спектакли говорят, а про другие — не очень. Галина Полищук — еще один новый главный режиссер. Назначена во МХАТ имени Горького. В свое время она создала спектакль «Женщины Есенина», о котором говорили и продолжают говорить. В месяц эту постановку показывают 8 раз (!!!) А потом она поставила «Над Не». Такое вот название по мотивам знаменитой пьесы Горького. Спектакль есть — сарафанное радио молчит. Показывают два раза в месяц.

Вот возглавил Сергей Газаров Театр Сатиры, к театру присоединили коллектив, который создал Джигарханян. Что сейчас происходит в этом коллективе — неясно, но и про сам Театр Сатиры особых разговоров нет. Напишешь такие слова — на тебя худрук театра и сам театр обидятся: мол, недоказуемо. Недоказуемо. Но так. А, с другой стороны, может, нет этих разговоров, потому что два источника их не производят: с одной стороны, профессиональная критика, с другой — непрофессиональные, но страстные социальные сети? Вот Дмитрий Астрахан возглавил театр «Школа современной пьесы», тут же его переименовал в Театр на Трубной, и выпускает коллектив премьеру за премьерой. Жизнь вроде как бьет, а реакции вроде как нет. Загадка. На Театр «Модерн», руководимый Юрием Грымовым, критика не особо обращает внимание. А сарафанное радио работает. Режиссер ставит трилогию о самом главном: о вере, о предательстве, о творчестве… Последняя премьера вообще уникальна — по роману не кого-нибудь, а самого Коэльо! Ну как тут смолчать? Грымов создает абсолютно своеобразный театр, а это дорогого стоит.

Людям театр нужен. Разный. Авангардный, традиционный, главное — талантливый

Особые, я бы сказал уникальные, трудности у худрука Театра Моссовета Евгения Марчелли. Он — единственный худрук театра, которому объявлена настоящая война. Дело дошло до того, что в интернете на полном серьезе обсуждаются интерьеры театра, которым Марчелли руководит. Между тем все последние спектакли, поставленные худруком, идут при аншлагах: «Бременские музыканты» на большой сцене, «Замужняя невеста» и «Тартюф» — на сцене «Под крышей». Труппа абсолютно поддерживает своего руководителя и мечтает только об одном: нормально и спокойно и работать. Будем надеяться, что так и будет. Вообще, очень важно, чтобы театр работал спокойно: не был раздираем всякими распрями, к искусству отношения не имеющими, а выпускал качественные спектакли, которые привлекают публику. Так работает Театр Пушкина, возглавляемый Евгением Писаревым, Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым, Губернский театр, руководимый Сергеем Безруковым. Двое последних — прямые ученики Олега Табакова, Писарев много работал с этим театральным гением. Олег Павлович не раз говорил, что успех театра — в очереди за билетами, которая выстраивается в первый день продаж. Вот этому и научил Олег Павлович своих учеников. Людям театр нужен. Разный. Авангардный, традиционный, главное — талантливый. Талантливый — значит, не похожий на других, своеобразный. Такой и ждем.

https://rg.ru/2024/05/19/sezon-malenkih-urokov-i-bolshih-peremen.html