20.09.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Ленком». Маяковский. Баста. Каким получился мюзикл, созданный в соавторстве с известным рэпером

С тех пор, как Маяковского перестали насаждать в средней школе (как картофель при Екатерине, по выражению Пастернака), его статус ничуть не поблек. Маяковский ведет нормальное посмертное существование классика: издаются жизнеописания, отмечаются юбилеи… Но возможно ли через сто лет адекватно понять его политический пафос, смысл его сатиры, повороты его жизненного пути — это вопрос непростой.

Например, комедии Маяковского сегодня кажутся совсем несмешными (хотя созданный в полемике с ними «Иван Васильевич» Булгакова вполне себе жив). Поэтому Александр Рощин, когда ставил «Баню» в Александринке, пошел по честному пути гальванизации: насытил действие фирменными гэгами и танцевальными интермедиями, а в прологе показал поэта в виде огромной тростевой куклы. Но даже этот марионеточный Маяковский был гигантом: Гулливером в стране лилипутов.

Режиссер Алексей Франдетти и его соавторы в своей попытке воскресить Маяковского пошли по другому пути — через биографию В.В. Это путь вполне правомерный. Кроме стихотворных текстов, всякий поэт создает своего лирического героя — собственный образ в вечности. Поэтому жизнь поэта нам интересней, чем жизнь политика или ученого. Биография поэта — также продукт его творчества. Главное, чтобы житейские сплетни не заслоняли стихов — и наоборот.

Мюзикл «Маяковский» сочинил Василий Вакуленко, известный как рэпер Баста. Само столкновение столь разных поэтов обещало захватывающую словесно-музыкальную драматургию. Маяковский — поэт ораторского, риторического склада, поэтическая манера его тяготеет к чистой тонике. Вирши Басты, как и весь русский рэп, напротив, реанимируют старинную силлабику.

Результат получился занятным, но не ошеломительным. Музыкальный материал использован самый пестрый, от привычного рэперского начетничества до традиционной колыбельной, переходящей в грузинское многоголосие. Со стихом же Маяковского Баста обращается весьма вольно, ритмизируя его как заблагорассудится. Иногда это превращается в виртуозную рекомбинацию слов оригинала: перетряхнуть и сложить по-своему. Если держаться догмы, что поэзия — это «лучшие слова в лучшем порядке», то порядком тут как раз пренебрегают, предлагая взамен свой строй и свою стратегию.

Хотя немало музыкальных композиций построено просто на обрывках слов. Иногда это откровенные заимствования, как рефрен «вечно молодой, вечно пьяный» из широко известного хита «Смысловых галлюцинаций».

Автор пьесы Ника Симонова вывела на сцену целую галерею современников В.В. Это его возлюбленные: Лиля Брик и Эльза Триоле, Элизабет Джонс, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская. Его соратники: Осип Брик, Давид Бурлюк, Яков Агранов. Его антагонисты: Горький, Чуковский, Есенин. Его родители и сестры, сам Маяковский в детстве. И даже Айседора Дункан на подтанцовках.

Кого здесь остро не хватает — например, Шкловского (это ведь он разоблачил пошлую сплетню про В.В., запущенную Горьким). Или Булгакова (особенно в сцене бильярдной игры во втором действии). Или Хлебникова и Асеева, Пастернака и Северянина — сподвижников-футуристов. Впрочем, не будем требовать от пьесы энциклопедического охвата.

https://rg.ru/2023/07/20/lenkom-maiakovskij-basta-kakim-poluchilsia-miuzikl-sozdannyj-v-soavtorstve-s-izvestnym-reperom.html