15.06.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Другой Островский, спектакли Урсуляка и Айду: что в новом сезоне покажет Театр Маяковского

Театр Маяковского входит в новый век прямо по строкам поэта, чье имя носит, — планов у труппы действительно «громадье». В 101 сезоне заявлены почти с десяток премьер, большинство из которых станут, как минимум, резонансными, а некоторые — и вовсе событиями. Обозреватель «Российской газеты» побывала на сборе труппы и узнала, что «маяковцы» готовят для зрителей. И это — не только спектакли.

Новый сезон начнется на Сцене на Сретенке — уже 24 августа, здесь покажут недавнюю премьеру, «Войцека» в постановке Филиппа Гуревича. А вот сцена на Большой Никитской с начала лета на ремонте — театр будет поэтапно реконструировать свою главную площадку. Впрочем, уже 10 сентября зрителей ждут в обновленном пространстве вместе отметить 75-летие Игоря Костолевского — в этот день народный артист вновь выйдет на сцену в уже полюбившемся спектакле «Любовь по Маркесу».

Самое интересное — дальше. С нового сезона «маяковцы» решили завести новые традиции — это вручение значков тем, кто служит в театре более 40 лет, а еще — зажигание огонька на маяке. Маяк этот был подарен артистам еще в 70-е на гастролях в Новороссийске, все это время стоял в музее, а теперь его огонек будет знаменовать собой и творческую энергию театра, и, собственно, отсылать к поэту, который призывал «светить всегда, светить везде». Эти официальные новые традиции, кажется, дополнит и еще одна: уже второй сезон подряд Театр Маяковского выпускает знаковые премьеры 29 октября — в день рождения театра. В прошлом году это были «Истории», а теперь зрителей ждет «Лес». Режиссер — вновь худрук Егор Перегудов. Среди исполнителей главных ролей звезды труппы — Анна Ардова, Вячеслав Ковалев, Дарья Повереннова, Сергей Удовик.

«У нас в репертуаре семь спектаклей по Островскому, но «Лес» будет совсем другой, — рассказывает Егор Перегудов. — Наш художник Владимир Арефьев придумал гениальное пространство, в котором артистам будет очень непросто».

Кстати, первую читку пьесы артисты провели с полным погружением в атмосферу — на веранде дома Островского в его усадьбе Щелыково.

На Основной сцене готовят и еще один интересный спектакль — «Симон» по одноименной книге Нарине Абгарян. Режиссер — Денис Хуснияров. Премьеру ждем в апреле.

«Мы всех опередили, выкупили права на этот роман, — отметил худрук. — Это большой эпос о любви и смерти, с огромным количеством женских ролей, что немаловажно».

В мае представят семейный музыкальный спектакль на музыку Давида Тухманова и стихи Юрия Энтина «Багдадский вор и черная магия». Параллельно Егор Перегудов начнет репетировать и «Евгения Онегина». Режиссер признался, что занятие это рискованое, но уверен, что «Александр Сергеевич с его внутренней свободой нам сегодня необходим».

Одна из самых интригующих премьер — «Другая сказка», которая выйдет на Сцене на Сретенке в декабре. Это дебют в театре признанного киномастера Сергея Урсуляка. Он сам написал пьесу по произведениям Евгения Шварца, в основе — «Голый король».

«Мы гордимся, что смогли заманить Сергея Владимировича. Когда я еще работал в «Современнике», помню, Галина Волчек говорила — Урсуляк будет ставить в театре. Сколько лет прошло, и вот!» — пошутил худрук.

Также на Сретенке выпустят «Виндзорских насмешниц» (режиссер Владимир Данай) и чеховскую «Палату номер шесть» (режиссер Евгений Закиров).

На Малой сцене готовят спектакль «Мера за меру» — шекспировскую историю ставит Саша Золотовицкий, Сергей Тонышев представит «Габриэле» — по одноименной пьесе современного итальянского драматурга Фаусто Паравидино, а Юрий Иоффе возьмется за «Дядю Ваню». Здесь же ожидается еще одна интересная творческая «коллаборация»: знаменитый музыкант, руководитель Персимфанса (Первый симфонический оркестр без дирижера) Петр Айду поставит «Сны русской классики». Это спектакль — большой эксперимент, в его основе — строки Пушкина, Булгакова, Платонова и Шукшина. Если совсем кратко и просто, обещают «радиоспектакль, который играется вживую».

Кроме премьер, продолжатся интересные творческие проекты, начатые в прошлом сезоне, и стартуют новые. Это «Безграничные читки», где зрителей знакомят с пьесами современных авторов со всего мира (грядущая «Габриэле» выросла именно отсюда), а еще запустят Молодежную программу Театра Маяковского — подростки будут сами писать пьесы о том, что их волнует, а каждый блок обучения завершится показами эскизов, которые могут потом перерасти в подростковый репертуар театра.

Маяковцы активно готовятся и к гастролям: сразу после сбора труппы артисты улетели в Калининград, а также в планах — Ульяновск, Астрахань, Липецк, Череповец и Салехард.

Прямая речь

Юрий Иоффе, режиссер:

«Почему «Дядя Ваня»? Я учился у Бориса Равенских и 20 лет работал рядом с Андреем Гончаровым. Оба великих режиссера грозились на неделю по нескольку раз, что у них готова разработка «Дяди Вани». И оба так и не поставили этот спектакль. Так хочется успеть сделать то, что не успели сделать учителя!»

Ольга Прокофьева, актриса:

«На основной сцене мы открываем сезон «Любовью по Маркесу», это совсем свежая премьера, и мы ей еще не насладились, поэтому снова с удовольствием окунемся в эту работу. В новом сезоне у меня пока новых ролей не заявлено, но 1 октября пройдет творческий вечер, приуроченный к моему юбилею. Это будут мои маленькие истории, но все — вокруг родного Театра Маяковского и моих любимых коллег. Я всех приглашаю на мой маленький театральный праздник».

https://rg.ru/2023/08/23/reg-cfo/drugoj-ostrovskij-spektakli-ursuliaka-i-ajdu-chto-v-novom-sezone-pokazhet-teatr-maiakovskogo.html