19.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Я знаю. Помню!

Интервью с писателем Светланой Рябининой

Как вы пришли в творчество?

Не могу сказать, что случайно. У нас в доме всегда была творческая атмосфера. Мой отец — поэт, и по выходным в доме собирались дружные компании, в которых каждый читал свои произведения, пели под гитару, обсуждали. Едва мы подросли — стали ставить спектакли. В то время на нас лежала большая ответственность во время подобных праздников — дети гостей. Люди приходили творческие и увлеченные, но буду честной, даже по сравнению с знаменитостями, свои родители всегда лучше, и мы с замиранием сердца слушали их. 

Быть писателем — значит нести людям свой внутренний мир, своё видение этого мира, ценности важные для тебя и пропущенные через себя. Затронуть чужие струны души (возможно, о которых они даже не подозревали, либо считали их похороненными далеко и надёжно). Конечно же, в первую очередь — это наши души, отношения и взаимоотношения.

То, что важно для тебя. Если касается лично меня — это в первую очередь понятия любовь к Родине, наша Русская Душа, характер, Сила Духа и, конечно, дети.  У нас, русского народа, стоит поучиться широте души, нашей смекалке и, конечно, нашей стойкости духа.

Сила духа — складывается из формирования воли, стойкости, выдержки. Сильный духом человек становится мужественным. Мужество, в свою очередь, делает человека могучим, добрым, сильным и ласковым.

Вот то, что меня беспокоит, интересует, и именно это мне бы хотелось передать. Избито? Возможно. Но это моё. И это то, что меня заставляет взяться за перо. Впрочем, есть ещё огромный пласт. Он, конечно же, перекликается с вышесказанным — это наше прошлое. Наши корни. Здесь своё отношение я вложила в уста бабушки из «Сказания бабушки Степаниды». Ибо действительно так считаю. «Так ведь о Родине душа болит, тоскует. Нигде русский человек спокойно жить не сможет. Не зря ведь говаривают: «В гостях хорошо, а дома лучше».

Духом земли родной питаться нужно. Дабы и самому быть доброму и непобедимому. Здесь наш Русский Дух. А дух, он ведь не может быть оторванным. Коли его у человека оборвать, так и будет он словно дерево, лишённое корней. Быстро завянет, сгинет. Корни, они ведь всё. Али вот, подишь ты, корни коли сильные — сверху всё замёрзнет, срубят, нарушат. Ан глядишь, потихоньку оно и возродится, дерево-то. Вот и человек так же и всякая птица, али животное. Всё одно — домой возвращаются».

Иными словами, без знания своей истории, своего рода человек остаётся — всё равно что дерево с обрубленными корнями. А это важно.

В свете последних событий к вышесказанному хотелось бы добавить — мы наглядно видим, что  происходит, когда из человека насильно и планомерно  вымываются знания истории и подменяются ложью  и фальсификацией. 

Какие поэты стали для вас ориентирами, кто оказал наибольшее влияние на творчество?

Конечно, А. С. Пушкин. Здесь речь идёт не только и не столько о распространённых и привычных со школы вещах, вроде его виртуозного владения языком, рифмами, слогом. Повторюсь лишь ещё раз — я не поэт. И чётко это осознаю. В данном случае речь идёт о его знаниях нашей истории, фольклора, сказок, потешек и т. п., а также смысла, который был заложен изначально в них, в каждое движение, слог, героя. Кроме того, не секрет, что в крупнейших произведениях поэта присутствуют золотое и серебряное сечения, симметрия и асимметрия.

И это лишь вершина айсберга. Иными словами, если вы просто летаете в его рифмах и наслаждаетесь ими — значит, вашему взору открыта лишь малая капля огромного гения. Ещё хотелось бы отметить, безусловно, Жюль Верна с его жаждой к путешествиям и безграничной верой в научный прогресс. Кроме того, братья Стругацкие (именно с их произведения «Понедельник начинается в субботу» началось моё знакомство с фантастикой). И мой папа. Собственно, он и был моим наставником.

Откуда вы черпаете вдохновение?

В первую очередь, моя семья и дети. Мои две прекрасные дочки (одной скоро будет 27, второй недавно исполнилось 4 года). Родители. Гамма эмоций как положительных, так и на изломе (похороны папы). В тот момент у меня появились «Исповедь» и «Шахматная партия», хоть я и не поэт и не претендую. «Исповедь» мою прочитал один знакомый и сказал, что слишком всё наигранно. «Я, — говорит, — даже бросил читать». А вот брат без слёз читать не смог (хоть он, поверьте, скрывать эмоции умеет! Участник боевых действий в прошлом, сейчас — юрист епархии и батюшка, кандидат философских наук). Но вся соль именно в том, что там нет наигранности вообще. «Исповедь» родилась сама собой на 9-й день, это крик. Возможно, именно она мне помогла тогда. «Шахматная партия» тоже пришла сама лишь на 40-й день.

Стало ли мне легче? Вряд ли, но пережить этот момент они мне помогли. Собраться. Найти в себе силы и взять семью вместо него. Затем у меня появилась моя малышка. А вместе с ней  история, развернувшаяся здесь же и напомнившая мне ещё одну — «Мама, услышь меня!» И вновь шоковая ситуация — мама (её мама) сразу после рождения написала отказную. Это возможно?! Оказывается — да. Вся дичь ситуации — абсолютное спокойствие (но это вряд ли можно писать или как-то использовать, ибо существует тайна усыновления). Там же отказ написала не только мама, но и бабушка малыша. Хладнокровно пришла в роддом и сказала, что он ей не нужен.  Тогда врачи ничего не могли сделать. Роженица на плачь малыша просто отворачивалась к стенке и… спала! Вот так. 

Впрочем, чуть ранее был ещё один рассказ (сказка) «Сочельник для Веры». История как своей семьи, так и всего нашего государства, мира в целом. Братья наши меньшие (например, собаки и т. д.)), какие-то комические ситуации, наблюдения. Мимо которых сложно пройти. Или люди, в меру своей изобретательности, характера, те кого забыть либо просто пройти мимо невозможно. Ты понимаешь — об этом (данной ситуации) забыть нельзя, это должно жить! Внутри всё перевоплощается, и хочешь ты или не хочешь, но рука сама тянется к бумаге либо клавиатуре (что более доступно), приходят сюжеты, складываются в линии.

Части головоломки встают на свои места. Корни России и личные. Наша Душа, русский характер и смекалка. Именно об этом всё написанное. Поэтому такое название у книги «Я не Иван. Дети» Суть этого названия кроется в выражении «Я не Иван». Корни самого выражения уходят в Россию. Когда беглые каторжники, крепостные и т. д., чтобы скрыть, кто они такие, на вопрос, как зовут, отвечали: «Иван. Родных не знаю (не помню)». В те времена была даже отдельная колонка для подобных ответов. Оттуда пошло выражение ИВАН, НЕ ПОМНЯЩИЙ РОДСТВА. Ну а книга говорит про обратное. Я знаю. Помню. По сути это серия книг под общим названием «Я не Иван». При условии, что она будет интересна читателю и её примут. Это фэнтези с элементами реальных событий. Конечно, движения души, подвиги (большие, о которых все говорят и все знают, малые, о которых никто не знает, «рядовые», но этим они гораздо более ценные), изначальный смысл слов, во многом потерявший свой облик, а то и вовсе перевёрнутый наизнанку, вывернут, предательства, дружба, характеры, ценность жизни, пусть даже лишь зарождающейся. Согласна, ничего нового, возможно, надоело, но это то, что меня волнует и то, что хочется донести остальным.

Какой известный писатель стал бы вашим хорошим другом?

Сергей Владимирович Чекмачев, Ольга Дьяченко, Сергей Лукьяненко, Владимир Пронози. В свете последних событий я бы сюда добавила и Березину Галину.

Хоть это и условно, поскольку не всегда можно полностью оценить человека по его книгам, либо отдельным поступкам. С этими писателями я пересекалась и немного их знаю. Поэтому смело могу говорить, что, возможно, при дальнейшем общении мы могли бы стать хорошими друзьями. Я, вообще, к человеку долго присматриваюсь, еще дольше подпускаю к себе, но уж если так случилось — то за него и жизнь отдам. У меня и родители такие. Папа любил повторять, что хороших/истинных друзей всегда мало. Остальные лишь с тобой пока тебе хорошо и ничего по большому счету не представляют, ибо  нет на них надежды. Истинный же друг познаётся совсем в других условиях (помните как у Высоцкого: «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг а так..».). Я долгое время была в Сибири и знаю цену настоящей дружбы. Именно к такой и стремлюсь. Да любой, кто испытает что-то подобное не станет размениваться на «дружбу» из лайков в соцсетях и т.п. И те люди, кого я написала, вполне могут быть именно такими друзьями.  

Какие книги 2022 года обратили ваше внимание?

Аратта. Книга 6. Черные крылья Мария Семенова, Анна Гурова, «Шпак». Станислав Ластовский, «Лето волонтёра» Сергей Лукьяненко, «Чужак» Михаил Стригин,

«Необыкновенное обыкновенное чудо», сборник совместный проект Издательской группы АСТ и Благотворительного Фонда Константина Хабенского,

«От первого лица» Харуки Мураками, «Лисьи Броды» Анна Старобинец, «Рассказы о необычайном»  Пу Сун-лин, Владимир Калинин.

Интервью подготовила и провела Мария Александрова.