29.03.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Рецензия на книгу  Вадима Пряхина «Похождения Матильды Бумс»

Пряхин, В. Похождения Матильды Бумс: трагикомедия на грани эротики и маразма. – Москва: Норма.–2001.

Чем привлекательна книга? Давайте доверимся автору – Вадиму Пряхину. В авторском вступлении «Вместо предисловия» он так обозначил высоту достижений своей героини Олечки Безугловой (Матильды Бумс) – уровень понимания: «Лишь в самом конце жизни она поняла, что каждый человек должен знать и неукоснительно выполнять не только все основные законы общества, но также и законы космические»…
 Последовательно знакомясь с содержанием книги (а это – три книги в книге — трилогия: «Судия», «Пресс работает», «Рука кармы») мы открываем для себя главную героиню.  Вот победительница конкурса «Мисс Москва» О. Безуглова, получив путёвку и сто тысяч долларов от французской подруги, побывала в Париже. Вернувшись в Москву, она возглавляет коммерческую  фирму со строительным и торговым направлениями. Через год управления персоналом Ольга Юрьевна пришла к выводу: «непослушных буду обязательно наказывать».
 В практической реализации этого управленческого решения «фантазиям начальницы не было предела» (требование открывать пробку бутылки, закрученную до упора влажной тряпкой, выжимать двухпудовую гирю, демонстрировать умения в армреслинге).
 Постепенно женщина-руководитель  входила во вкус, применяя метод индивидуальной работы с сотрудниками, что включало в себя физическое воздействие в самых изощрённых формах. Но об этом лучше прочесть самостоятельно на страницах издания, зная, что «наказание первое – шлепки по заднице, наказание второе – давление массой, наказание третье – расплющивание на стене»…   Заинтригованы?! То-то же! Представляете, как воспринималось в голове провинившегося такое предложение руководителя: «Зайдите-ка ко мне в кабинетик, дорогой мой человечек» (название одной из глав).
 «Забавлялась она от души! Ибо забав… у неё было великое множество.  И одна хлеще другой…». «Больше всего лелеяла и внедряла  в сознание своего дружного коллектива суровая начальница понятие «единоначалие»:
 Единоначалие не мною придумано.
 Оно порядок наводит во всём.

 Я самая сильная, мудрая, умная

 И
справедливая притом.
 
Обзаведясь мужем, а это был один из её подчинённых, Маркела Ивановича, которого она сама себе и выбрала на эту семейную роль, Ольга Юрьевна обозначила и условие-кредо: «Хозяйкой в доме буду я!» Вот ещё одна её установка: «… Он – мой раб, а я – его госпожа. Хочу дам ему трепку, хочу – приласкаю. Ведь у меня преимущество во всём: и по уму, и по красоте, и по силе…».
 Для окончательного понимания роли мужа в этой семье приведём ещё одну цитату: «Маркел подобострастно семенил за своей госпожой, лепеча по дороге слова любви, причём самые ласковые, самые сочные, самые красивые…».
 Далее передавать содержание трагикомедии дело неблагодарное для рецензента, предоставим это право читателям, замечу лишь, что удивительного и неожиданного, включая даже аномальные и эзотерические явления, когда приходит понимание, что «судьба человека зависит не только от него самого, но и от чего-то загадочного, сверхъестественного, глобального».
 «Матильда (а это та же Ольга Юрьевна, которая стала называть себя Матильдой Бумс) верила в то, что любой человек сумеет, в конце концов, достичь  своей цели, если очень сильно захочет».
 Содержательная насыщенность книги обогащена использованием эпиграфов – высказыванием известных людей: Л. Толстого, А. Амиель, И. Гете,  П. Бови, А. Дрозда, А. Тюрго, И. Ньютона, Ж.-Ж. Руссо и др. Использовались и автоэпиграфы: «Серость – это не что иное, как подающая надежду темнота» В. Пряхин.
 Роль своеобразного осмысления прозаического произведения, расширения содержательного пространства  выполняют названные автором издания «Осколки ассоциаций» – поэтические параллели смысла. Вот пример этого:
 Я полная, могучая, прекрасная –
            я всё могу.

 И от невзгод, печалей, бедности

              я убегу.

 Я оптимистка: риск люблю

              отчаянно – всё нипочём!

 А побеждаю на ковре борцовском –

              лишь поведу плечом

 
Завершая рецензию, предоставим слово автору книги о Матильде Бумс: «Кто-то будет смеяться или плакать, кто-то будет бережно перелистывать страницы, а кто-то может в порыве отчаяния выбросить эту книжку в окно автобуса или электрички. Кому-то понравится проза о Матильде. Кому-то наоборот, стихи. Возможны также варианты: понравилось всё или ничего».
 Теперь уж у рецензента однозначно есть уверенность, что любой читатель испытает желание проверить, а что же его может заинтересовать в этой прозаической художественной интриге… Возможность такая есть.
 

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ВЕРШИНИН,

приверженец литературного творчества,

активный читатель