28.03.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Райкин — это не Бузова. Нельзя выкидывать его как собаку»

Кто и почему уволил Константина Райкина с поста худрука школы сценических искусств его имени

а 10 лет работы Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина) обрела славу одного из наиболее престижных творческих учебных заведений России. Многие выпускники получили работу в возглавляемом Райкиным «Сатириконе» и других театрах. Однако ректор Театральной школы Анатолий Полянкин сначала убрал имя её основателя и художественного руководителя из названия, а теперь и вовсе подписал приказ об увольнении Константина Райкина.

Как Райкин и Полянкин хотели сделать «Сатирикон» первым частным театром в России

До 2019 года Анатолий Полянкин работал директором государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Худрук коллектива Константин Райкин, знавший Полянкина как эффективного и деятельного театрального менеджера, пригласил его на эту должность в 1996 году. Их задачей было создание на базе «Сатирикона» первого в России частного репертуарного театра, который бы работал «независимо от государства, но при его одобрении и поддержке».

На пути к этой цели за неполные 25 лет Райкин и Полянкин пережили вместе огонь и воду. Оформили здание театра и земельный участок в собственность РФ. Заручились поддержкой председателя правительства, а позже президента Владимира Путина по преобразованию бюджетного учреждения в частную автономную некоммерческую организацию с государственным участием, после чего тот дал поручение подготовить поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», необходимые для создания театральной организации нового типа.

Главным этапом реализации идеи должен был стать инвестиционный проект по реконструкции здания театра и строительству нового театрально-гостиничного комплекса за счёт частного бизнеса. Создав юрлицо «Арт-Инвест», Полянкин и Райкин занялись поиском средств. Полянкин не скрывал, что деньги привлекались прежде всего «под репутацию театра, бесспорный авторитет его основателя Аркадия Райкина и продолжателя дела отца Константина Райкина». Финансовый кризис 2008 года затормозил строительство новых зданий, однако позже это сделать удалось.

Ряд объектов недвижимости (здание Школы, открытый театр, гостиница) были переданы в собственность некоммерческого Фонда поддержки и развития культуры имени Аркадия Райкина, основной целью которого, согласно уставу, является материальная помощь деятельности театра «Сатирикон» и Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Соучредителями фонда выступили всё те же Райкин и Полянкин.

По словам адвоката Константина Райкина, управляющего партнёра адвокатского бюро ЕМПП Валентина Петрова, «в 2015 году Анатолий Полянкин предложил Райкину перевести эти помещения во владение специально созданного ООО «Райкин Плаза» для упрощения операционной деятельности». 51% в ООО «Райкин Плаза»  на тот момент принадлежали самому Полянкину, а 49% — фонду. В 2019 году Райкин пришёл к выводу, что «негосударственный театр в России ещё не вполне доказал свою жизнеспособность». Он заявил, что пока не может себе представить, «как совместить необходимость постоянно зарабатывать деньги и принцип художественного развития», и признался в неготовности «сделать последний шаг». К явному неудовольствию Полянкина, Райкин отложил принятие окончательного решения об экономической независимости «Сатирикона» «на два-три года». Пути бывших единомышленников разошлись. Полянкин покинул пост директора театра, но остался учредителем и ректором Высшей школы сценических искусств и ряда организаций, созданных вместе с Райкиным, пообещав «сосредоточиться исключительно на деятельности частного театрально-культурного комплекса, построенного на привлечённые „Арт-Инвестом“ средства». Результатом его усилий и стало нынешние увольнение Константина Райкина.

https://news.ru/theater/rajkin-eto-ne-buzova-nelzya-vykidyvat-ego-kak-sobaku/