19.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Пять спектаклей, которые зрители обсуждали в уходящем году

Для театров, вопреки ожиданиям, уходящий год не стал облегченным выдохом после ковидного гнета. Да, сняты все ограничения и в залах снова аншлаги, да, премьер много как никогда — отложенные из-за карантина, они выходят теперь одна за другой. Но, пожалуй, именно театры больнее прочих ощутили на себе разобщенность, необратимо наступившую после февральских событий. Впрочем, махнувшие нам на прощание рукой режиссеры и артисты, к счастью, уж точно не стали самыми важными и обсуждаемыми новостями, а их отсутствие не стало приговором нашему театру. Что же радовало и вдохновляло зрителя в 2022 году?

«Истории» и «Сирано» от Перегудова

Одна из самых обсуждаемых персон этого года — несомненно, режиссер Егор Перегудов. Не то чтобы о нем не слышали раньше: он был и режиссером «Современника», и главным режиссером РАМТа. Но теперь, можно сказать, по-настоящему заявил о себе. Став худруком «Маяковки», Егор Перегудов поставил «Истории» — спектакль-альманах, приуроченный к 100-летию театра и сразу полюбившийся зрителям.

В чем очарование спектакля? Он оказался не пафосной и ритуальной постановкой к круглой дате, а очень тонкой работой с наследием легендарного театра и его знаковыми артистами. С самого начала зрители растроганы до слез отрывком из спектакля «Смех лангусты» — его Светлана Немоляева и Александр Лазарев играли вместе много лет. Теперь актриса на сцене одна, партнера нет, есть только голос любимого мужа. «Эта пара сама по себе — символ Театра Маяковского», — заметил Перегудов в интервью «РГ».

Еще одна история — искрометная чеховская «Драма», где в роли Мурашкиной — Анна Ардова. Это посвящение Фаине Раневской, выходившей на сцену в этом спектакле. И таких ниточек много, надо только их видеть и распутывать. А чего стоит появление на сцене семи сотен театральных костюмов разных лет из хранилища «Маяковки»! Поначалу премьеру планировали сыграть лишь несколько раз, но интерес к спектаклю так велик, что он идет уже третий месяц. Заявлен и в афише января.

https://moevideo.biz/native?id=mv-content-roll-3454&slot=content&api=2.0&ref=rg.ru&frp=aHR0cHM6Ly9yZy5ydS8yMDIyLzEyLzI3L3BpYXQtc3Bla3Rha2xlai1rb3RvcnllLXpyaXRlbGktb2JzdXpoZGFsaS12LXVob2RpYXNoY2hlbS1nb2R1Lmh0bWw-&instream=

Еще одна мощная работа Егора Перегудова в этом году — «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова. Режиссер «сочинял» ее вместе со студентами Школы-студии МХАТ. Получилось драйвово, музыкально, необычно и очень красиво. В главных ролях — Юрий Чурсин и Паулина Андреева. Спектакль уже начал собирать всевозможные театральные премии, что вполне заслуженно.

«Лабардан-с» и «Комедия о трагедии»

КУЛЬТУРА

Демон — байкер в кожаных джинсах и косухе. В Большом театре поставили оперу Антона Рубинштейна

Трехчасовой заплыв для актеров и зрителей устроил в Студии театрального искусства (СТИ) Сергей Женовач. Его «Лабардан-с» по гоголевскому «Ревизору» — одна из самых ярких премьер уходящего года. Перенести хрестоматийный сюжет в античные бани (они воссозданы на сцене — с ложами, мраморными колоннами, портиками и настоящим бассейном) — такого точно еще не делал никто.

Термы — это и кивок в сторону любви Николая Васильевича к Риму, где он прожил почти четыре года, и заодно отсылка к негласной русской традиции с «блатным» оттенком: серьезные люди часто решают в саунах вопросы, скажем, о своей карьере. «За одним сюжетом, который всем знаком, скрыт другой, внутренний — и от того, как почувствуешь и разгадаешь его, возникает сила театрального сочинения», — уверен Сергей Женовач. В «Лабардан-се» много взрывов, брызг и загадок. Наверное, поэтому многие зрители планируют визиты на премьеру в СТИ во второй, а то и в третий раз.

В неожиданном амплуа выступил Евгений Цыганов — восстановил спектакль своего мастера Петра Фоменко по «Борису Годунову». В «Мастерской Петра Фоменко» премьера вышла под названием «Комедия о трагедии».

Работу над пушкинским текстом в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го — за год до ухода из жизни легендарного режиссера. Для Фоменко Пушкин — камертон истины и главный собеседник на протяжении всего непростого творческого пути. Репетиции десятилетней давности и легли в основу «Комедии о трагедии».

Про что спектакль? Евгений Цыганов уверен: про любовь. «К театру вообще и к нашему театру, в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам».

«Обратная сторона медали»

На Малой сцене Вахтанговского театра примечательным дебютом стала «Обратная сторона медали» режиссера Эльдара Трамова — спектакль по малоизвестной пьесе популярного француза Флориана Зеллера. Трамов был ассистентом у Туминаса на «Войне и мире». Этот опыт пригодился в первой его работе — включая лаконичное оформление спектакля. Основной конфликт здесь — вечные противоречия семейной жизни в диапазоне «люблю/ненавижу», как и парадоксальная способность человека думать одно, говорить другое, а делать вообще третье. Евгений Князев (Даниэль) и Яна Соболевская (Изабель) играют людей, которые вместе не один десяток лет — просто они немножко забыли, что любят друг друга. Сцена, конечно, малая — но чувства тут большие.

И еще пять громких премьер года

  • «Душа моя Павел», РАМТ, режиссер Алексей Бородин.
  • «ШекспирГамлет», Театр им. Моссовета, режиссер Евгений Марчелли.
  • «1881», Александринский театр, режиссер Валерий Фокин.
  • «Старомодная комедия», Ленком, режиссер Роман Самгин.
  • «Гроза», Театр «Сатирикон», режиссер Константин Райкин.

https://rg.ru/2022/12/27/piat-spektaklej-kotorye-zriteli-obsuzhdali-v-uhodiashchem-godu.html