29.03.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Почерк времени

Литературный сборник издательства «Четыре»

Бегут дни, сменяют друг друга годы, настало новое тысячелетие. Художественные вкусы, общественная позиция и политические взгляды писателя (как и любого человека) со временем меняются, и это абсолютно нормальное явление.

Каждая эпоха предлагает авторам и читателям собственные способы и стратегии создания литературы. Есть периоды, понять которые невозможно, не упомянув всяческие «-измы»: реализм, романтизм, модернизм… И наоборот, есть этапы, где гораздо важнее сама проблематика книг, наличие в ней неких «ценностных центров»…

Наше время именно такое. Время как проблема определяет характер и задаёт тон современной литературе. Время заставляет нас перестраиваться и меняет наши взгляды. Время преображает мышление людей и вынуждает многое переоценивать…

Однако что же конкретно входит в понятие «почерк времени»? – На этот вопрос можно, разумеется, ответить по-разному. Что касается содержания литературных произведений, это, пожалуй, прежде всего, злободневность, динамика и смешение жанров. Отход от социального пафоса и обсуждение тем, которые ранее были под негласным запретом. Стремление осознания своего места в мире и необходимости связи между поколениями. К слову, сегодня часто говорят, что люди стали меньше читать. Но ведь изменились лишь «технологии» чтения, а взаимодействовать с текстом мы стали даже чаще: реклама, соцсети, новости… Многие стали отдавать предпочтение электронным книгам, и в этом нет ничего страшного. Говорят, мы находимся внутри революции чтения, поэтому пока трудно оценить этот процесс. Когда-то человек перешёл от свитков к книгам, а сейчас, переходя на «цифру», мы начинаем воспринимать информацию другим способом.

Время – это удивительное и увлекательное явление. Его нельзя потрогать, трудно ощутить. Мы узнаём время лишь по изменениям, происходящим с нами. У него словно есть три составляющие: прошлое (которого уже нет, оно необратимо), будущее (которого ещё нет); краткий миг настоящего, который почти всегда мелькает, старается ускользнуть, а стоит попытаться его поймать – в одночасье уходит в прошлое.

А потому одна из глубинных целей литературы в любую эпоху – борьба с разрушительной силой Хроноса, с той самой державинской «рекой времён», которая в «своём стремленье / уносит все дела людей / и топит в вечности забвенья». Надеемся, что авторам, чьи разноплановые произведения вошли в данный сборник, это удалось – в той или иной мере…

Мария Александрова