28.03.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Нижегородский театр оперы и балета дебютировал в программе «Золотой маски»

Впервые за всю историю «Золотой маски» спектакль Нижегородского оперного театра попал в основную афишу фестиваля. Пионером оказался Фигаро. Точнее опера Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке большой гостевой команды: дирижер Иван Великанов, режиссер Дмитрий Белянушкин, сценограф Виктор Шилькрот, художник по костюмам Ирэна Белоусова. И работа театра претендует на награды сразу в семи номинациях. При этом конкуренция среди оперных театров в нынешнем году вполне серьезная, а никак не формальная.

«Золотые маски» между собой «разыгрывают» одиннадцать спектаклей восьми театров. С одной стороны, оперная программа достаточно разнообразна, чтобы быть интересной самой разной публике, с другой, в афише встретились сразу две моцартовские «Свадьбы» из Воронежа и Нижнего Новгорода. Но это абсолютно разные спектакли и по музыкальному, и по театральному языку. И сравнивать эти постановки в соревновательном формате для жюри — задача сложная и не очень благодарная.

Если в Воронеже режиссер Михаил Бычков в тандеме с дирижером Феликсом Коробовым стремится трансформировать шутейный шедевр Моцарта в образец итальянской opera seria, перенеся время действия в дни Первой мировой войны и превратив в безусловно главного героя не повесу Фигаро, а Графиню Розину, которая в исполнении Натальи Петрожицкой становится ключевым и самым ярким образом постановки; то в Новгороде Дмитрий Белянушкин рассказывает абсолютно современную, гедонистическую, но полную нравоучительного комизма историю из жизни богатых отдыхающих, а Иван Великанов на контрасте с происходящим на сцене превращает моцартовскую партитуру в образец барочного музицирования, правда, добавив в оркестр гитару и кастаньеты. А в помощь солистам театра специально пригласил репетитора Джанлука Пальюзо, который учил, как стало понятно с переменным успехом, не путать итальянский с нижегородским…

Написанная Моцартом в 1786 году, в самом расцвете творческих сил по пьесе Бомарше «Свадьба Фигаро» стала первой попыткой сотрудничества композитора с либреттистом Лоренцо да Понте. И тот опыт был столь успешен, что далее последовало создание еще двух совместных опер, ставших знаковыми в истории музыки. Речь, конечно же, о «Дон Жуане» и «Так поступают все».

Удивительно, но факт исторический: именно в Нижегородской губернии, в середине XIX века местный помещик Александр Дмитриевич Улыбышев написал на французском языке первую научную монографию, посвященную Моцарту. А в силу различных обстоятельств зачетный для конкурса спектакль жюри «Золотой маски» смотрело не в Москве, как большинство работ, а непосредственно в Нижнем Новгороде.

В условиях домашнего, а не гастрольного показа однозначно оказалась в выигрыше сложная, но крайне значимая для спектакля сценография Виктора Шилькрота, мастерски разместившего в пространстве совсем небольшой сцены все задуманные режиссером места оперного действия. Роскошная, многокомнатная вилла графа визуально легко превращается в парк с башней смотрителя и лодочной станцией, где разворачивается не лишенный мистики финал. Сделанный в форме огромного жалюзи занавес соседствует с прозрачными раздвижными панелями на заднике, что периодически становятся большим экраном, на котором появляются те или иные ключевые персонажи.

Вообще, в спектакле — множество самых разных деталей и подробностей, которые фиксируются видеокамерами крупными планами. Моментами представление становится похоже на квест для очень внимательного зрителя. И надо заметить, большинство публики с восторгом включается в предложенную режиссером остроумную игру, высмеивающую такие наши современные привычки, слабости и пороки…

Финал третьего действия оперы — вокально-танцевальная сюита становится «солнечным сплетением» спектакля — красивой точкой схождения настоящего и прошлого. Изящный трехдольный танец (хореограф — Наталья Фиксель), во время которого графиня и Сюзанна меняются нарядами, обращен в испанское фанданго в старинном стиле, где и звучат гитара и кастаньеты. Этакое вольное напоминание, что дело происходит в Севилье. В остальном дирижер без вольностей, а с редким воодушевлением и внутренней свободой работает с моцартовским шедевром. И тут быстрые темпы, апеллирующие к вокальной виртуозности, становятся все-таки заметной трудностью для певцов.

Партию Фигаро исполняет единственный приглашенный солист — бас Олег Цибулько. В остальном театр старался обойтись собственными силами. И в актерском плане «ставка сыграла». Граф Альмавива в интерпретации Олега Федоненко представителен, харизматичен с оттенком самодовольства. Графиня (Светлана Ползикова), Сюзанна (Татьяна Иващенко) и щеголяющая пестрыми нарядами комическая парочка Бартоло — Марцелина (Михаил Наумов и Екатерина Ясинская), и очень смешной и угловатый Керубино (Дарья Телятникова) щедро демонстрируют драматические таланты. Но необходимая вокальная точность моцартовских ансамблей была призрачной. Театру, который находится всего лишь в четырех сотнях километрах от столицы, еще очень много предстоит сделать для того, чтобы быть заметным на оперной карте России.

https://rg.ru/2022/04/07/nizhegorodskij-teatr-opery-i-baleta-debiutiroval-v-programme-zolotoj-maski.html