24.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Не старайся быть понятным и тебя поймут!

Интервью с поэтом Игорем Лариным

Как вы считаете, оказывает ли влияние на современных людей литература?

Литература оказывала, оказывает и ещё долгое время будет оказывать влияние на  современное и будущее человечество (во всяком случае, я на это надеюсь). Начиная с первой буквы алфавита, в начале пути и, заканчивая страницей в библии – при его окончании. Между двумя этими точками есть огромная дистанция, и будет здорово, если она наполнится не только утилитарными общими потребностями, а появятся ещё и запросы на нечто высокое. И среди этого нечто – литература, которая занимает не последнее место. Во всяком случае в линейке Ноmo sapiens. Один мой знакомый договорился до того, что книги скоро станут вообще не нужны (как печатные, так и электронные), да и сейчас литература, якобы, уходит на второй план. Это мысли человека либо закомплексованного собственной невостребованностью (в той же литературе), либо скучающего эстета с запросами на оригинальность. Мир не может существовать даже без чисто справочной, технической литературы и образовательной в том числе. А без художественной (высоко… и не очень) станет пресным и скучноватым. Ну а без поэзии – чувства перестанут стремиться в заоблачные дали, а мужчины и женщины не смогут ощущать себя андрогинами, ищущими свои половинки. Да и само понятие души станет чем-то тривиальным и плоским… 

Как вы пришли к писательству?

Со мной всё просто и понятно. Я родился поэтом. Во всяком случае, теперь я это ясно понимаю. И писать начал рано, и творческих мук у меня никогда не было. Душевные переживания, перманентная влюблённость и большая любовь, победы и поражения… Наверное, это и есть движитель и вдохновение для поэта. А форма рождается по ходу пьесы, которая пишется самой жизнью.
 

Расскажите о своих писательских принципах.

Принцип у писателя должен быть один: искренность и правдивость. Никакой конъюнктуры – только «душа нараспашку», тогда ты становишься для всех отражением их собственного ощущения и понимания окружающего мира. Не старайся быть понятным и тебя поймут!

Говорят, что поэтическое творчество открывает любые двери, даже к сердцу. Согласны ли вы с этим утверждением?

Поэзия как раз и открывает только одни двери – двери к сердцу. Поэт, если он настоящий, не может быть «любезен всем»! Больше того – не должен. Во всяком случае, моя поэзия многие двери для меня закрывает наглухо – и это здорово, и меня радует – значит всё правильно и не зря.

Помогают ли вам критические отзывы в творчестве? Не пропадает ли от критики вдохновение?

Я уже отвечал на этот вопрос и не раз. В 1980 году Е.Евтушенко мне сказал: «Пиши, а если тебе что-то мешает – бросай это и продолжай писать!» После этого я мало прислушиваюсь к критике и сам стараюсь не критиковать. Обращать внимание на критику – это попусту растраченное время. Слушать мнение равного себе… это нечто иное. А работать над собой поэт должен постоянно, иначе падение неизбежно.

Как считаете, есть ли формулы известности, по которым писатель может стать популярным и востребованным?

Есть случайности, есть подарки судьбы. Иногда тебя может поднять на гребень, а иногда сбросить вниз. Здесь столько непонятного и сиюминутного. Начиная от зависти коллег по цеху, которые определяют твоё место на конкурсе, и заканчивая симпатией кого-то, кто принимает решение. А вообще поэт чаще становится популярным в России после безвременного ухода. И чем трагичнее его судьба, тем оглушительнее популярность. В России так было всегда. Это ведь про нас: «Нет пророка в своём Отечестве!»

Какие цели вы ставите перед собой как перед писателем?

Самой главной цели я уже добился. Мою поэзию любят и ценят в моей семье: жена, дети, внуки… А дальше – продолжать писать и стать Нобелевским лауреатом по литературе.
 И почаще читайте поэтов, тогда на многие вопросы вы получите правильные ответы! И не потом, а уже сейчас. 

Интервью провела Мария Александрова.