23.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Недосказанное порождает необычное…»

интервью с писательницей Натальей Самошкиной

Наталья Михайловна, расскажите, с чего именно начался ваш творческий путь, и насколько успешно?

– Сейчас вызову улыбку: мой творческий путь начался в тот момент, когда я – еще крохой – загляделась на синее марево луговой герани, растущей вокруг колодезя, почти полностью затянутого тиной. Для меня творчество – это не только создание прозы, стихотворений и картин, но и в гораздо большей степени ощущения, которыми можно играть, с которыми легко дружить, в которые хочется влюбляться снова и снова.

Возвращаясь же к «взрослой» стороне вопроса, скажу, что стихи были со мной всегда, а проза увлекла собой в 2008 году. Пришло много: романы, рассказы, миниатюры, афоризмы. Я размещала их на порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру». А с прошлого, 2022 года, мне захотелось представить свои произведения в печатном виде, и они были опубликованы в новокузнецком издательстве «Союз писателей». Затем состоялась знаковая встреча с петербургским издательством «Четыре». С тех пор я участвовала в их увлекательных проектах. Совместно с другими авторами было создано более двадцати сборников.

В начале 2023 года увидели свет два моих романа «Ловец заблудших душ» и «Тиур – вестник Рарога». Сразу скажу, что они не похожи на горячие пирожки, которые расхватывают, учитывая их привычный вкус, домашний вид и непритязательность. Скорее они подобны коллекционному вину, букет и послевкусие которого распознает человек, обладающий временем, глубокими знаниями и щедрыми чувствами. Третья книга – «Признание в любви и абрикосовая косточка» – готовится к печати. Кроме этого рождаются, пишутся, творятся другие мои истории, для взрослых и детей. Среди незнакомых персонажей встретятся и герои, полюбившиеся читателям в первых романах.

Вы называете себя ведьмой из клана Огненного Дракона. Какова ваша миссия на этой земле и как с нею справляетесь?

– Приведу цитату из любимого мною произведения братьев Стругацких: «… их девизом было – “Понедельник начинается в субботу”. Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в иные отношения, нежели обычные люди. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же».

К этим словам я присоединяю отрывок из моего романа «Ловец заблудших душ». 
      «…У индийцев есть поговорка: “Чтобы узнать содержимое кувшина, толкни его”. Большинство людей сами толкают свои “кувшины”, а я лишь наблюдаю, стараясь понять желания чьей-то судьбы. Уже давно уразумела, что лучше быть соратником для Высшей воли, нежели протестантом, воюющим с вечностью. Поэтому я помогаю чужой судьбе сбыться, каковой бы она ни была. Меня не разжалобишь причитаниями и потухшими глазами – мое присутствие заставит сбросить громоздкий крест со спины и увидеть, что он не переводит через пропасти, а норовит разбить о камни. Меня не восхитишь азартом и стремлением жить вопреки – мое прикосновение оборвет нить, связывающую с прошлым. Ведьмы моего уровня не тратят Силу на объяснения, а вместо этого достают суть человеческую и увеличивают ее до размеров, не помещающихся в прежний “сосуд”. Если судьба способна растянуться, как лайковая перчатка, тогда я радуюсь, что еще одной невозможностью стало меньше. Если же судьба выглядит как доска для разделки мяса – твердая и неуступчивая, тогда я радуюсь тоже, ибо еще одна душа перестала цепляться за тело и оправилась искать немыслимый повод, чтобы когда-нибудь вернуться с астральной “свалки” на Землю».

– Какая основная цель стояла перед вами, когда вы согласились на презентацию книг на книжной выставке Санкт-Петербургского международного книжного салона?

– Сознаюсь честно: цель перед мной не стояла, не приплясывала и даже не завлекала меня своей колоритной фигурой. Я существо, живущее по наитию, и поэтому знаю, что цель обозначенная не всегда есть цель нужная. В случае с выставкой мне стало интересно испытать то, чего в моей жизни еще не происходило. Приобретя этот опыт, я убедилась в том, что с моими способностями эмпата лучше встречаться с читателями не в столь спрессованной (сдавленной) обстановке, а выбирать для этого атмосферу дышащую и вдумчивую.

– Вы довольны новым опытом, или же ожидали от мероприятия большего?

– Ожидания кормят за порогом, а неведомому накрывают стол в доме. Предположения – словно нищие, мечтающие о ручке от съеденного кем-то калача. Сокрытое – внезапный гость, оказывающийся хозяином. …Да, я обожаю отвечать не привычными «да» и «нет», а тем, что может заинтересовать другого человека.

– В романах «Ловец заблудших душ» и «Тиур – вестник Рарога» поднимаются очень серьезные вопросы морали и психологии. Сумели ли вы ответить на них?И не осталось ли еще чего-нибудь нераскрытого или недосказанного?

– Да, в моих книгах очень много тем, касающихся психологии и нравственности. Но не морали, поскольку та подстраивается под любого «клиента». Нравственность же, по-моему, – глубинное естественное состояние, своего рода геном, отвечающий за принадлежность к тому или иному виду. Мои герои поступают так, как того требует их подсознание, а значит, и Высшая воля. Поэтому они могут показаться – на первый взгляд – аморальными, безответственными, недобрыми, чудовищными. Но если отпустить в себе «вожжи» постоянного контроля, тогда в сюжетах постепенно проявятся истинное сострадание, а не пара вздохов за компанию; безграничная любовь, а не думы о понимании; великолепная страсть, а не листик с запретами, стыдливо прикрывающий пах; магия сотворчества, а не марш под флагами и лозунгами. Конечно же, эти истории будут иметь продолжение: «Ангел и два китайских веера» и «След бегущей волчицы». Недосказанное в первых романах получит ответ и… опять что-то утаит в двойных смыслах, чтобы породить заведомо необычное – Иное.