20.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Настоящая магия: почему стоит смотреть российское авторское кино

В Москве завершается фестиваль авторского кино «Зимний». В программе — фильмы, в которых режиссеры рефлексируют на знакомые каждому темы. О самых интересных проектах и где их увидеть — в материале РИА Новости.

Автор — кто?

У киношников есть легенда, как некий голливудский продюсер настолько изменил финальный монтаж картины, что от исходного замысла мало что осталось. В авторском фильме подобное невозможно: здесь режиссер, как композитор, создает на экране своего рода симфонию.

Широкая аудитория не всегда понимает фестивальные ленты, но и они становились хитами: «Магазинные воришки», «Паразиты», «Нелюбовь», «Географ глобус пропил» и не только.

«Нужно развеять стереотипы об авторском и фестивальном кино, — уверен режиссер Степан Бурнашев. — Для этого надо показывать его публике. Зритель думает, что авторское кино — это артхаус. А для меня лично нет таких понятий: есть просто хорошие фильмы и не очень».

По мнению его коллеги Игоря Волошина, авторских картин сейчас мало во всех странах.

Но они погружают в особый мир, который невозможно забыть. Именно это называется магией кино.

Ностальгия и рефлексия

В основном конкурсе представили несколько фильмов, герои которых переживают потерю близкого человека. Например, «Рядом» Тамары Дондурей. Снятая в пастельных тонах, с приглушенным звуком и мягким саундтреком картина кажется почти медитативной. Но темы в ней затрагиваются совсем не релаксовые. И пусть самые драматичные моменты остаются за кадром, персонажей окутывает невидимая дымка тревоги и переживаний.

Главная героиня, 30-летняя Кира, успешный архитектор, хочет сделать Москву еще лучше и комфортнее. А вот в частной жизни у нее проблемы: бойфренд не разделяет ее взглядов, мать (небольшая, но колоритная роль Ингеборги Дапкунайте) холодна и держит дистанцию.

Кира привыкла не привязываться к человеку или месту. Но личная трагедия заставляет ее эмоционально повзрослеть.

Фильм — метафора о том, как человек находит себя, определяет свое место в обществе и семье.

«Медея» Игоря Волошина — более мрачная и леденящая. Интерпретация древнегреческого мифа про волшебницу, которая от несчастной любви убила собственных детей.

Разведенная мать двоих сыновей Лиза получает странное предупреждение. Незнакомка сообщает, что ее семью преследует рок: в роду погибают все дети. Героине придется пойти на многое, чтобы спасти своих мальчиков̆.

«Медея» — это Стивен Кинг по-русски, — объясняет Волошин. — Не мрачная социальная история, а исследование психики человека, который живет напротив тебя, которого ты знаешь. Сюжет с уникальным перевертышем в финале по нарративу близок ко вселенным Найта Шьямалана, Дэвида Линча».

И хотя режиссер характеризует фильм как мистический триллер, он больше напоминает хоррор. Жуткую атмосферу успешно создают Ольга Симонова, Павел Деревянко, Паулина Андреева.

Еще одна тема, привлекающая многих современных кинематографистов, — ностальгия по 1990-м.

«Это было интересное время, оно практически не изучено, — считает Волошин. — И может служить источником вдохновения на десятилетия».

В фильме «Клипмейкеры» Григория Константинопольского даже закадровый голос в трейлере — Леонида Володарского, одного из знаменитых переводчиков эпохи VHS-видеокассет.

В форме сказки или комикса режиссер рассказывает о Грише, известном в московской богеме как «отличный реж». Его профессиональная жизнь похожа на фантазию или шоу в стиле бурлеск.

«Таких девяностых, как у меня, никто не видел: это девяностые творческой богемы, — отмечает режиссер. — Мои герои — яркие, экзальтированные. В фильме есть сцены с простыми людьми, которые смотрят на эту тусовку как на волнистых попугайчиков. Никто там не хороший и не плохой. Просто жизнь у них совсем другая».

Жанры и размышления

«Массовое кино зритель воспринимает как развлечение. А авторское, содержательное интересует тех, кто разбирается, для них это часть современной культуры, искусства, — подчеркивает Иван И. Твердовский. — Это для думающего зрителя, способного анализировать, размышлять».

Сам он представлял на «Зимнем» картину «Наводнение». Тренер по плаванию Софья с мужем Трофимом берут на воспитание племянницу, оставшуюся без родителей. Сюжет о сироте, которая находит новую семью, конечно, не нов.

Режиссер вольно экранизирует повесть Евгения Замятина, показывая, как животные чувства и инстинкты могут перевернуть жизнь людей. Психологическая травма, буллинг, абьюз — Твердовский затрагивает многие проблемы.

В ленте «Волны» Михаила Брашинского герой (Владислав Абашин) тоже переживает личную трагедию. В надежде найти нового себя он решает бросить все и стать отшельником в лесу. Но попадает в странное сообщество людей в глуши. Вроде бы встречает единомышленников и любовь. Только окружающие ведут себя все более странно.

«Для меня это прежде всего история любви: неформатной, невозможной отчасти, — говорит режиссер. — Религиозная секта — лишь обстоятельство».

Где смотреть?

Авторское кино нечасто выходит в широкий прокат. Лишь несколько кинотеатров специализируются на таких картинах. Теперь к ним добавились онлайн-платформы, которые иногда и сами запускают подобные проекты.

Например, «Меньшее зло» — драмеди о том, как супружеская пара ищет секрет идеальных отношений, выйдет в прокат, а после ее покажут в Сети.

Режиссер Виктор Шамиров при помощи персонажей, которых сыграли Алексей Розин, Виктор Добронравов, Полина Агуреева, размышляет, как вернуть страсть в отношения и на что готовы идти супруги.

В российской индустрии только осознают, как правильно обращаться с таким контентом и доводить его до зрителя. Пока зрителям остается искать и находить жемчужины самостоятельно.

https://ria.ru/20221208/kino-1837032936.html