19.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Критик Юрий Астров о дебютной книге Анны Яковлевой «Подвиг Черного Кира»

По названию ожидаешь каких-то ужасов, возможно – исторических. Кир же…
 Да нет.
 Мальчишка всего-то, не великий полководец, а Кир и Чёрный – его прозвища, которыми он не преминул воспользоваться, попав – довольно случайно – в Зазеркалье… ну, никак не в то, куда попала Алиса.
 Книга издана незначительным тиражом и оказалась у меня в руках случайно.
 А жаль.
 В более благоприятных для литературы обстоятельствах и тираж мог бы быть поболе, и уж в этом случае я бы её никак не пропустил.
 Как я понял, это первая книга (по крайней мере, изданная) А. Яковлевой. Что удивительно. Потому что архитектоника романа, характеры персонажей просто предполагают немалый литературный опыт.
 Роман, конечно, детский. Раньше бы непременно написали: «Для среднего школьного возраста». Но дело в том, что хорошие детские книги с удовольствием читают и взрослые. Как читали Гайдара и Крапивина.
 …Собственно, подвигов-то два. Сперва мальчишка, попавший в параллельный мир и ставший – путём обмана — королём, спасает свою страну (и, возможно, всю планету). А потом – спасает просто свою маму, только этот подвиг даже несколько сложнее. При этом концовка второй книги намекает на продолжение подвигов, и меня это радует.
 А ещё меня обрадовало и даже удивило, что Яковлева, помимо прочего, прекрасно разбирается в детской психологии. Причём характеры детей-героев (не только Кира, но и его друга и помощника – а в какой-то мере и антагониста — Дальвика) находятся в развитии, что сейчас (а честно говоря, и всегда-то) в литературе, особенно приключенческой – редкость.
 Мне эта книга по тональности напомнила Крапивина. Да, Командор никогда не писал фэнтези, хотя и пользовался элементами сего жанра, хотя бы в «Детях синего фламинго». Но если бы писал – думаю, вышло бы нечто похожее.
 Помимо прочего, из книги видно, что Яковлева очень неплохо знает классическую советскую фантастику. Аллюзиями книга просто пронизана. Но – очень аккуратно. Так что если рассказ о рыцарях, бросившихся в пропасть и ставших ветрами, каждый соотнесет с «Голубятней на жёлтой поляне», то над другими намёками придётся поломать голову.
 Например, абсолютно серый мир, куда попадают друзья в поисках противника. Причём друзей трое: Кир, Дальвик и говорящая собака. (Почему говорящая? Потому что придворная, ей положено быть говорящей.)
 Но это Зазеркалье – ещё не Зазеркалье. А вот Изнанка, куда герои попадают в поисках похищенной матери Кира, уже больше смахивает на кэрроловское. Дикий абсурд, при этом довольно логичный. А вместо Королевы и Герцогини тут Императрица, фигура прямо-таки зловещая.
 Впрочем, книга-то детская, да и написана от лица главного героя. Его победа неизбежна, дети согласны с драматическим ходом событий («…ибо детство со смертью в союзе»), но никак не с трагедийным.
 Да и не надо. Драмы достаточно, особенно если она оснащена вполне себе высококачественным юмором, понятным и взрослому, и подростку.
 Поздравляю автора с прекрасным дебютом.