25.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Календарь поэзии: Слова и краски художника Игоря Орлова словно возвращают в детство, в уютное и давно знакомое место

Бывают такие дни, когда живопись говорит нам больше, чем слова. Хочется помолчать и что-то такое встретить, на что можно долго смотреть, а потом закрыть глаза и долго еще рассматривать уже сердцем.

Картины художника Игоря Орлова как раз такие — для пребывания в них душой. Там все давно, многими поколениями, обжитое. Там вечно тикают ходики и пыхтит кастрюля с картошкой. Сразу кажется, что только тебя тут и ждут с нетерпением.

Здесь — обитаемый остров (так и называется одна из работ мастера). Окна и двери доверчиво открыты в поля, и не только птицы, но и облака залетают на огонек.

Окна прикрыты шторами. Манит, чуть покачиваясь, абажур, на столе — глиняная ваза с полевыми цветами, керамический чайник, сахарница, чашки на блюдцах, а у стола — три или четыре пустых стула.

Впрочем, пустые они только на первый взгляд. Уже через минуту ты невольно дорисовываешь картину: твоя тоска по любимым людям усаживает их за стол.

«А вы помните?..» — говорит кто-то с надеждой, и в дом входят лето, детство, река, звенящая бликами от июньского озорного солнца.

…Порой весь вечер я не расстаюсь с альбомом Игоря Орлова. Как много поэзии в одних лишь названиях его картин: «Звездная ночь в деревне Коробовщина», «Дерево памяти», «Дом и небо», «Колокольчиковые луга», «Большие дожди», «Вечернее чаепитие», «Натюрморт с картошкой», «Зимне-осенний пейзаж», «Молитва о спокойствии моей Земли»…

А открывает альбом ранняя — еще 1974 года — картина «Двое». Как не вглядеться в нее сейчас, заметив аннотацию: «Холст, масло. 142Х110. Херсонский областной художественный музей».

Знаю, что альбом Игоря Орлова «Опыты романтического реализма» был одним из самых любимых и у Валентина Курбатова — верного друга не только поэтов и писателей, но и художников.

Предваряя мемуарную прозу Игоря Орлова, Валентин Яковлевич писал: «Его рассказы о детстве прекрасны. Они открывают тайну рождения художника из сознания великой красоты и радости мира… Мальчик боится умереть, потому что мир слишком прекрасен, чтобы его оставить… Там вечерние тихие лампы над покоем домашнего стола светят в рощах, там травы достигают небес, деревни летят в золотые закаты, осени переходят в зимы… Да будут дни художника долги, чтобы и мы могли подольше видеть в его холстах эти ненаглядные вечера, полные ласточек и стрекоз, эти царственные закаты и нашу благословенную крылатую землю, летящую к небесам… Чтобы красота побеждала смерть…»

Из книги Игоря Орлова «Смотрю из детства»

Мама купает меня в цинковой ванне… Струйки текут с темечка между лопаток, по лицу, щекочут живот, внутри что-то замирает. Ощущение бегущих струек воды сохранилось на всю жизнь…

А вот еще довоенное воспоминание. За окном в нашем темном переулке — осень. Мокрый снег падает на черный асфальт. В комнате сумрачно и тепло. Мама входит:

— Хочешь горячей картошки?

Я сижу за большим столом, ем горячую картошку с кильками и смотрю в окно, вниз, на белеющий тротуар в черных мокрых следах.

* * *

Запомнилось, как уезжали из Москвы в 1941-м. Нас погрузили на открытую баржу. У меня было несколько листочков бумаги, карандаш и ластик. Вместо стола — чемодан. Я рисовал и стирал резинкой, чтобы очистить место для следующего рисунка… Мы слезли с баржи в местечке Красный Бор, на берегу широченной Камы.

* * *

Ранним зимним утром мама посылает меня за молоком. Мороз сильнейший. Выхожу на деревенскую улицу и невольно останавливаюсь. Солнце только взошло. Небо золотисто-розовое. И над каждой избой — ровный светлый столб дыма. Столбы стоят и едва колышутся. Сколько изб, столько и столбов.

Я так поражен необычностью картины, что даже забываю, что не успел надеть рукавицы. Только когда окоченели руки, вспоминаю, что надо бежать за молоком.

* * *

Мой отец вернулся с войны осенью 1945-го. Вероятно, он был очень неуживчив и часто переходил с одного места работы на другое. Но всегда при этом говорил нам:

— Надо бы успеть в отпуск до начала войны.

Войну он всегда ждал в начале лета. Он и нас всех заразил этим ожиданием… Всю жизнь у меня ощущение, что мы живем подвешенными на ниточке Божьей милости. И периодически я пишу работы, которые можно объединить обращением: «Господи, помилуй!»

В нынешнем ноябре народному художнику России Игорю Михайловичу Орлову исполнилось 87 лет.

https://rg.ru/2022/11/23/obitaemyj-ostrov.html