29.03.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Каждый может быть единственным и неповторимым!»

Интервью с поэтом Игорем Лариным

Игорь Тарасович, расскажите как давно вы начали свой творческий путь? Вы говорили, что в вашей семье всегда царило творчество: папа прекрасно рисовал и играл на музыкальных инструментах, в доме неизменнозвучали песни и стихи… Как вы считаете, ваш путь – это скорее «плоды воспитания»?

– Я думаю, что мой творческий путь начался 30 апреля 1962 года, – в день, когда я родился. А может, еще раньше, когда в утробе мамы я слышал звуки, строфы, ноты… Конечно, творческая атмосфера безусловно влияет, но не это главное. Я уверен, что есть предназначение свыше, которое порой дремлет и выплескивается наружу в какой-то момент, а само существование становится особенным и определенным. Первые стихотворения начали рождаться совсем рано, а в семь-восемь лет стали ложиться на тетрадные листы – еще робко и неуверенно, но всегда откровенно и живо.

Первое признание пришло в двенадцать лет, после публикации и высокой оценки в «артековской» газете в 1974-м, это стихотворение потом вошло в несколько сборников.

Мы мелом на асфальте нарисуем

Коня и солнышко, и толстого кота.

И пару фраз хороших зарифмуем,

В которых есть любовь и доброта.

Пускай прохожий взглянет, прочитает

И улыбнется, и задумается пусть,

Сердечко застучит, душа оттает,

А парафраз запомнит наизусть.

Совсем немного дней и всё пропало:

Размоет дождик, ветерок сотрет,

Но все равно кому-то повезет

Кому кусочка детства не хватало…

«Здесь детская наивность и чистота, и высокая философия одновременно», – так было написано в одной из рецензий.

А потом – обычное детство, где есть место радости и тоскливому одиночеству… Раннее взросление и внутреннее стремление оставаться всегда немного ребенком…

«Плоды воспитания»?.. Нет, не думаю, просто так сошлись звезды. Ведь стать настоящим поэтом получилось уже позднее, после целого ряда событий, случайностей, встреч…

    – Буквально на днях завершилась запись вашей новой аудиокниги «Во мне два Я», скоро она появится в магазинах. Озвученопроизведение, кстати, известным актером дубляжа Борисом Хасановым. Расскажите, о чем книга? В ней затронут определенный жизненный период, или этонекий итог творческой деятельности на сегодняшний день?

    – Об итогах говорить пока рано. Определенный период – да. Книга о любви, о прекрасном и не очень. О людях, которых я знал близко и о тех, кого лично не знал. О мечтах, о том, чего хотелось бы… а может, как раз и не хотелось вообще. О том, что окружает нас каждый день. О стремлениях к чему-то или, наоборот, – о желании, чтобы это обошло нас стороной… О жизни: сложной, многообразной, не всегда зависящей от нас, а порой диктуемой обстоятельствами, долгом…

Это уже не первая аудиокнига. В нее вошли стихотворения из нескольких сборников, есть и те, которые еще не публиковались.

    – Многие сравнивают вашу поэзию с поэзией Бродского. Вы согласны с этим сопоставлением?

– Я очень люблю поэзию Иосифа Александровича. При всей ее относительной сложности, это всегда откровение и душевная нагота. Иосиф Бродский вошел в историю не только как поэт сложной и трагической судьбы, но и как автор оригинального размера. Это гениальный поэт-новатор, самородок, гений… Быть похожим на Бродского нельзя, это приведет лишь к подражанию, причем весьма жалкому. Тянуться к высоко поднятой планке, уровню, заданному поэтом, – это несколько иное. И если оценка в этом смысле… То, пожалуй, да… И спасибо тем, кто так считает.

Стоит отметить, что вашу поэзию высоко оценивализвестный поэт Евгений Евтушенко. Как вы считаете, такое мнение великого писателя это стимул творить? Или это все-таки больше ответственность, обязанностьоправдать ожидания.

 – Евгений Александрович дал мне путевку в жизнь. Если бы не он, как поэт (в нынешнем виде) я просто не состоялся бы. Именно встречи с ним в 1980 году и позднее, формировали меня и давали творческую уверенность в выбранном пути. И, разумеется, это стимул. Который у меня поначалу вызывал только опасение – не оправдать ожидания, а потом поддерживал и давал уверенность. Я всю жизнь буду благодарен Евгению Александровичу за это. Кстати, несмотря на разницу в возрасте, мы всегда обращались друг к другу по имени. Он так хотел…

Традиционный вопрос от нашей редакции. Считаете ли вы, что у каждого человека есть миссия, и какая именно – ваша?

– Безусловно у каждого человека есть миссия, искра Божья. Можно быть интересным и нужным в чем угодно! Я не думаю, что хороший физик важнее хорошей мамы, а поэт лучше воспитателя в детском саду… Каждый может быть единственным и неповторимым. В этом правда и красота жизни.

Свою миссию я выполнил наполовину: родил сыновей, построил дом, вырастил деревья… Хочется оставаться творчески активным, привести в порядок мысли, разобраться с рукописями, опубликовать пятитомник… Получить на родине звание «народного» (у поэтов в России до сих пор нет своего звания) и выступить в Стокгольме с ответным словом…

Интервью провела Валерия Богданова