20.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В театре имени Андрея Миронова нашли отрезанную голову

8 марта всё прогрессивное человечество отмечало Международный женский день. Председатель российского правительства М. Мишустин отмечал праздник на хлебозаводе «Черемушки». А в Питере прошла церемония вручения театральной премии «Фигаро» за достижение в театральном искусстве за минувший, военный год.

Премия создана по инициативе учредителя театра, народного артиста России Рудольфа Фурманова, и вручается уже тринадцатый год подряд. Два года назад великого актера, литератора и антрепренера Рудольфа Давыдовича не стало. Театр принял его сын Влад Фурман, режиссёр театра и кино. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Всей стране известен режиссерской работой над сериалом Первого канала «Таинственная страсть» по последнему роману Василия Аксёнова. Больше двадцати поставленных спектаклей по классической русской прозе. Был режиссёром сериала «Бандитский петербург-4», многих других сериалов. И сегодня он – весь вечер на сцене. Человек удивительно скромный и доброжелательный в общении.

Что касается «АН», то со всех актерских карнавалов в питерском театре имени Андрея Миронова делала прекрасные репортажи заведующая отделом культуры Татьяна Москвина. Когда её не стало, традиция продолжилась. Как всегда, описывать праздничную атмосферу и прочитанные речи ведущих не будем. Всё это можно увидеть на телеканалах – стоит лишь поискать. Важнее атмосфера в зале с 10 ряда, 4-го места. Посреди двух телевизионных камер.

Итак – мотор! Свет в зале выключен. Сплошная темнота. Начинает мерцать экран, на котором Андрей Миронов поёт одну из самых узнаваемых своих песен – «Даже стареть не страшно, Всё ещё верю я — Встретится мне однажды, Лучшая роль моя…» В такой лёгкой грусти воспоминаний и начинается представление спектакля. Музыкальное сопровождение в стилистике фильмов с участием Андрея Миронова. К примеру – «Небесные ласточки» режиссёра Леонида Квинихидзе, вышедшего на экраны в далеком 1976 году. Остается дождаться, когда на сцене появятся актеры в цилиндрах и девочки из варьете. Ну, как в фильме-водевиле 1974 года «Лев Гурыч Синичкин», режиссера Александра Белинского. В нём Андрей Миронов играет уставшего дирижера и живет на экране под музыку Максима Дунаевского, номинанта премии «Фигаро». Наступает полное погружение в ту театральную эпоху, что запомнилась удивительной и волшебной музыкой. Впрочем, целью устроителей премии вовсе не является усыпление зрителей на четыре часа.

На сцене появляются театральные монстры – Сергей Безруков (нынешний президент премии «Фигаро». Первым президентом премии был Валентин Гафт), Александр Балуев, Виктор Раков и Юрий Кузнецов, к которому прочно приклеилось прозвище из сериала «Улицы разбитых фонарей – «Мухомор». Но вновь неожиданно гаснет свет под песенку Андрея Миронова из «Обыкновенного чуда» Марка Захарова — «Давайте негромко, давайте в полголоса…».

Когда же он загорается – на сцене стоят марионетки в черном рядом с кусками разбитой скульптуры. Артисты начинают процесс втягивания зрителей в четырёхчасовую воронку театрального действа, которая будет выталкивать на поверхность сцены и номинантов, и сопровождающих лиц из «крупняка», играющих сегодня роль массовки. Первым материализуется президент премии Сергей Безруков. Представился совсем просто — «Царь и Бог». Очень худой, усы и борода, как в рекламе «Совкомбанка» — в стиле «эспаньолка». Такие любят носить Бред Пит, Джонни Депп и Дима Билан. Президент просит не растягивать вечер, намекает на банкет и просит тщательно беречь статуэтки премии «Фигаро». Мол, они из хрупкого питерского фарфора и могут легко разбиться при неосторожном обращении. Зал умолкает. Перестает гудеть. Президент добавляет трагического — вспоминает про санкции. Зал было совсем приуныл.

Но в это время объявляется первый лауреат премии 2023 года – актер Малого Академического театра в Москве Василий Бочкарев. Премия «Фигаро» — «За служение русскому национальному театру». Начинал в 1970 году эпизодом в фильме «Бег» Алова и Наумова. Затем дошёл до таксиста в сериале «Следствие ведут знатоки». Из недавнего – фильм «Петля Нестерова», где он сыграл министра МВД СССР Щелокова. И уж совсем печально для зрителей, в сериале «Крик совы» 2015 года, где он играет директора музея боевой славы, а на самом деле хитрого гада, недобитого фашиста и тонкого интригана маленького областного городка. К счастью, в жизни Василий Бочкарёв — милейший человек, природный интеллигент. И вот он стоит среди кусков разбитой статуи. Даже будто чего-то смущается. Кажется, он и не надеется ждать чего-то хорошего. Грустные глаза. И тут случается классическая ситуация – появление рояля в кустах. На первом ряду, прямо перед сценой поднимается огромная фигура Валентина Смирнитского. Он широко шагает на сцену.

Там уже — Всеволод Шиловский и Юлия Рутберг. Валентин Смирнитский говорит, что знаком с Василием Бочкаревым с 1959 года (!), когда они вместе ходили в кружок художественной самодеятельности. И сегодня он истинный служитель Мельпомены в малом театре. Огромный Смирнитский нависает над скромного телосложения Бочкарёвым. Становится боязно – на сцене частенько что-то или кто-то падает. Но ничего плохого не случается. Наоборот, Юлия Рутберг в порыве чувств называет номинанта кислородом. То есть актёром, который даёт зрителям возможность легко дышать. Мало того, она идёт еще дальше и говорит, что В. Бочкарёв должен играть в фильмах и спектаклях, где есть дети и собаки. Оказывается – это самые трудные постановки. Такое признание стоит дорогого.

Что мог ответить на это смущённый номинант? Разумеется, рассыпаться в благодарностях. Но он начинает мягким голосом говорить о времени. О том, что учился в театральном училище вместе с Сергеем Шакуров. Что профессия требует от них всех самозабвенного служения. Даже с долей цинизма и тщеславия. Но в меру. И даже, если ты сделал успешную премьеру, «теплоход» всё равно уплывает. Выяснилось, что г-н Бочкарёв и сам играл Фигаро в 1994. Так что круг замкнулся. Он с лёгкой грустью бросает лепестки роз на обломки Фигаро. Именно обломки огромного аналога премиальной статуэтки и лежат до сих пор посреди сцены.

Но, приходит время следующего номинанта. «Лучшая из лучших!» Это Татьяна Ткач. Кто не помнит её в роли Зухры – любимой жены Абдуллы из фильма В. Мотыля «Белое солнце пустыни»? Или любовницы бандита и негодяя Фокса из фильма С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя»? А в фильме В.Бортко «Мастер и Маргарита»? Наконец – в сериалах «Морские дьяволы» и «Улица разбитых фонарей»? Плюс многие десятки других ролей в спектаклях и кино. Таких даже в жизни называют лучшими из лучших! Не только в кино.

     Тем временем виртуальная воронка затягивает зрителей всё глубже.

Статуэтку «Фигаро» «За служение отечественному кинематографу» получает Борис Галкин. На сцене его поздравляют Наталья Бондарчук, Эммануил Виторган и сам президент С. Безруков. На экране кадры фильма 1977 года «В зоне особого внимания», режиссёра А.Малюкова. Г-н Галкин в нем молод и хорош собой. Но и через 46 лет после выхода фильма он выглядит молодцом. Огромные руки и кулаки. Значит, вполне соответствует тяжелому текущему моменту. Самое время для таких актеров. Но президенту так не кажется. И он говорит о другом.

О г-не Галкине в роли Керубино из спектакля театра Сатиры 1970 года. В котором играли и Андрей Миронов, и Александр Ширвиндт, и Вера Васильева. Президент называет г-на Галкина лучшим Керубино всех времен и народов. Напомним, что Керубино – это отвязанный паж, который любит и желает совратить всех женщин, участвующих в спектакле. (Просьба не путать действующих лиц и исполнителей). И его лучше всех в мире сыграл Борис Галкин. Так считает президент. Мало того, он называет Керубино настоящим русским мужиком. В этом месте голова пошла бы кругом не только у опытного актёра. У всякого русского человека. Но Борис Галкин не такой. В ответ он скромно говорит, что не статуэтка ему подарок, а все трое, кто стоит с ним рядом на сцене.

А мы глотнем поглубже воздуха и погрузимся в очередной круг воронки, запущенной 13 лет назад в театральное пространство гениальным Рудольфом Давыдовичем Фурмановым.

Что-то начинает происходить с кучей обломков на сцене. Артисты театра собирают куски, вставляют их один в другой – и вот на сцене половина фигуры человека, который разрушен уже не по самый низ, а по границе тазовой кости. Тут и номинация новая поспевает. «За блистательное служение искусству». На сцену поднимается Александр Балуев. Огромный и высокий. А ведь считалось, что все театральные гении сплошь низкого роста. Г-н Балуев в черной кожаной куртке. Темные брюки заужены к черным же ботинка. К нему устремляются с цветами и подарками гениальная Людмила Чурсина и ленкомовец Виктор Раков. В компании с ними знаменитый оператор и педагог Игорь Клебанов, снимавший такие шедевры, как «Юнга Северного флота», «Петровка, 38», «Огарёва, 6», «ТАСС уполномочен заявить», и даже клип группы «Тату» — «Нас не догонишь!». Тут же мы узнаем, что первой профессией г-на Балуева была «помощник осветителя». А сегодня он уже режиссер.

Начинает что-то приятное говорить Виктор Раков. Что – не слышно. Он так же огромен, как и Александр Балуев. Одет тоже в черное. Вернее – в четыре оттенка «черного». Пиджак, рубаха, брюки и ботинки действительно черные, но разных оттенков. Это круто, и не могло появиться случайно. Каждая деталь во внешности гигантов сцены строго и тщательно продумана. Г-н Раков не многословен. Но он может и не говорить. На него просто приятно смотреть. Гигант из «Юноны и авось». Но еще больше хороша Людмила Чурсина из первой «Угрюм-реки» 1968 года, поставленной режиссером Ярополком Лапшиным на Свердловской киностудии. Актриса обращается к актеру, сыгравшему в сериале «Георгий Жуков» главного героя: «Дорогой товарищ Жуков! Позвольте обратиться. Это рядовой из Театра Советской армии. Побольше вам ролей!»

Понятно, что актриса волнуется. В последний момент могла забыть, как зовут актера и режиссера А. Балуева. А может, просто пошутила. Кто ж их, актеров разберет? Возможно, что и номинант этого не понял, поэтому в ответе заговорил о грустном. О том, что еще ни разу, никто и никогда не представлял его к наградам. Понятно, что такой великий актер, на самом деле должен считать себя недооцененным. Ох, уж эти чиновники от министерства культуры! Чтобы разрядить обстановку, Виктор Раков открывает секрет, и говорит, что номинант прекрасно поёт. Но, словно почувствовав, что сказал чего лишнего, начинает петь сам. В этом истинное величие гениальных актеров. Ничто не может смутить их на сцене. Они всегда найдут выход.

Следующий номинант — Сергей Русскин. Ролей в кино просто не счесть! Из последнего — роль пьяного купца из сериала «Шаляпин» Мужа Люси из сериала «Экспроприатор». Каждый год с 1980 вплоть до нынешнего — по одной или две очень заметных ролей. Таких актеров – единицы. Начинал с роли в блокбастерах «Особенности национальной охоты» с героем Сергея Олеговича Савенко – человеком в сером мешковатом костюме и с толстым портфелем. В фильме он произносит фразу, ставшую общепринятой в обществе: «Лучше без водки на воле, чем с водкой в тюрьме». Снимался с тем же персонажем и в фильме «Особенности национальной рыбалки» режиссера Александра Рогожкина.

Следующая номинация – «Лучший из лучших». Это Александр Васильев. Актер театра имени Андрея Миронова. Взошедшая суперзвезда. Убедиться в этом можно было на следующий день, на премьере восстановленного спектакля «Мертвые души». Его первая постановка состоялась ещё в 1993 году. Сделал это тогда еще недавний выпускник ЛГИТМиКа Влад Рудольфович, сын основателя театра Рудольфа Давыдовича Фурманова. В восстановленном спектакле г-н Васильев исполняет то ли пять, то ли 6 ролей. Ноздрева, Чичикова, Манилова, Коробочку… Все актеры играют в масках. Посмотреть можно в шортах моего ютюб-канала ЗАУГЛОМ. И в дзен-канале «Аргументы недели». Вообще-то о таких актерах, как Александр Васильев, говорить трудно. Надо один раз увидеть. Что и советуем вам сделать обязательно.

Следующий номинант приехал в Питер из недавно возвращенных в состав России территорий. Это актер из Донецка Владимир Швец. Прекрасный голос и пластика. Номинация «За блистательное исполнение ролей на театральной сцене». Владимир Владимирович видный фактурный актер. Приходилось играть спектакли даже под обстрелами. Без преувеличения — герой. Когда он выходит на сцену в родном Донецке, его встречают аплодисментами. Это большая редкость.

И вот заключительный номинант — Сергей Шолохов. Автор, пишущий на темы кино в еженедельнике «Аргументы недели» вот уже 17 лет. Номинация «Пером и шпагой». Премию вручают Юлия Рутберг, Алексей Учитель и писатель-театровед Екатерина Боярская.

Все дружно вспоминают сюжет-мистификацию 1991 года на ленинградском телевидении, в котором Сергей Шолохов и композитор Сергей Курёхин долго трепались о том, что В.И. Ленин – это гриб. А броневик под ним – грибница. Тогда было модно шутить над всем большевистским.

На сцене вспомнили и о других славных творческих делах г-на Шолохова. Передачи «Тихий дом» на центральном телевидении. Репортажи с кинофестивалей, где он безошибочно советовал, какие фильмы надо смотреть, где легко и свободно разговаривал с мировыми кинозвёздами. Сергей Шолохов был своеобразным сталкером для нашего поколения.

А его легкие шутки в эфире, позднее стали почерком других тележурналистов.

Но, у всякого представления есть начало и конец. Все номинанты дружно вышли на сцену. В центре – прекрасный человек, один из лучших театральных и кинорежиссеров России – Влад Фурман. Пожелаем ему и его театру всяческих успехов!

…Голове статуи Фигаро пришло время занять своё место. Получилось неплохо. Воронка рассосалась. Занавес закрылся. Актеры пошли кто на банкет, кто домой. И нам пора. До следующего года.

https://argumenti.ru/culture/2023/03/819267