23.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В России обретает популярность жанр карантинных спектаклей

Уже трудно понять, кто первым изобрел этот удивительный новый жанр — театр по телефону. То ли петербургский режиссер Борис Павлович, то ли московский — Елена Ненашева.

Необычны и отличны друг от друга их спектакли, но оба адресованы людям, уставшим от одиночества, которым во время карантина бывает и поговорить-то не с кем. А тут к их услугам целый театр! Первый спектакль в этом жанре Бориса Павловича «На расстоянии» уже сыграли даже на Всероссийском фестивале «Золотая маска». А «Алло» Елены Ненашевой, по ее словам, исполняют уже и «для корпоративных заказов». А значит, что этот театральный жанр, который можно назвать и «карантинным», быстро прижился.

«Алло» от одиночества

«Алло» — спектакль для одной актрисы и одного зрителя, которым может стать каждый, кто купит билет. Это спектакль-игра, автор пьесы — Элина Петрова. Что случится по ходу и чем все закончится — зависит от каждого конкретного случая, точнее, от того, кто именно позвонит.

Тем, кто купит билет, на электронную почту приходит сценарий за пятнадцать-двадцать минут до третьего звонка… То бишь до начала спектакля. Каждому зрителю-слушателю достается по одной актрисе, которая вовремя начнет свой монолог в завязке сюжета. А когда она скажет: «Алло», время вступать и подавать свою реплику уже и вам. И, честно говоря, действо это очень затягивает, увлекательно играть и самому в этом спектакле.

У актрисы и зрителя в руках только телефоны. И вот она начинает рассказывать, смеется, вздыхает, а вы стараетесь представить, какая она — королева красоты или обычная девушка из соседнего двора? И тоже не оплошать со своими репликами, искренностью эмоций. И постараться понять ее чувства, поступки, простить, поддержать, а может, и помочь — ей или самому себе.

Случается, на этот театр по телефону люди всерьез подсаживаются, начиная чувствовать себя тоже актерами, или скучать по таким диалогам, приводящим к взаимопониманию. И снова покупают билеты. Благо в разные дни и часы можно попасть на спектакль к одной из пятнадцати задействованных в нем актрис. И финалы действа, поскольку в спектакле запланировано место и для импровизаций, всякий раз могут отличаться…

«На расстоянии» не страшно

А в этом спектакле элемент неожиданности еще больше. Покупая билет, можно выбрать, с кем вы будете говорить, и фактически создавать пьесу и сюжет. С фотографом Алексеем, стендап-комиком Максом, режиссером Леной, учителем йоги Андреем, куратором Ниной… И назначить для ролей время, которое вы знакомы: побывали только на одном свидании, прожили вместе год или уже десять лет.

При этом у каждого из ваших профессиональных соратников по спектаклю есть свои увлечения — кто-то любит живопись, кто-то поэзию Бродского. Сценический партнер сам затянет вас в увлекательную ситуацию. Заранее не предположить — заготовленного сценария в «На расстоянии» нет, хотя у актеров, конечно, припасены и идеи, и ходы… Например, вы окажетесь на теплоходе, попавшем в шторм, или ударитесь в воспоминания о любви и спор о том, что бывает полезнее для семейного счастья — авантюризм, независимость или путешествие, в котором, правда, у вас неожиданно украли все деньги?!

В итоге «На расстоянии» всякий раз получаются разные спектакли. У «зрителей» пробуждается интерес к творчеству, возможно, актеры помогут им пережить трудную ситуацию, иронично улыбнуться самому себе. В любом случае уйдет чувство одиночества.

https://rg.ru/2022/02/09/v-rossii-obretaet-populiarnost-zhanr-karantinnyh-spektaklej.html