26.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Петербурге снимают фильм о самой героической летчице Великой Отечественной

Имя советской летчицы-истребителя Лидии Литвяк по сей день занимает первую строчку в мировом рейтинге боевых пилотов-женщин. Между тем сама фамилия, а также история короткой жизни девушки, лишь спустя полвека после гибели получившей звание Героя Советского Союза, мало кому известна. Этот пробел сейчас восполняют на киностудии «Ленфильм», где снимается картина с кратким названием «Литвяк».

— Исторически точно зафиксированных фактов о Лидии Литвяк не так много, но при работе над сценарием я опирался только на них, рассказывает режиссер картины Андрей Шальопа, — четко сверял территории и время боев, в которых она участвовала, количество сбитых самолетов и раненых вражеских пилотов.

Действие фильма происходит в 1943 году — Лидии Литвяк шел 22-й год. Ровесниками были и ее боевые подруги, и даже командир эскадрильи. На счету полка — десятки сбитых немецких юнкерсов и истребителей, а на капоте ее собственного самолета нарисована белая лилия. Отсюда и прозвище — Белая Лилия Сталинграда (по некоторым источникам, девушку звали Лилия, а не Лидия).

— Я много думала, сколько мужества надо иметь, чтобы в таком возрасте сесть за штурвал истребителя, — говорит Полина Чернышова. — И мне казалось, я бы так никогда не смогла. Но потом я посмотрела советский документальный фильм про девушек-летчиц «Мое тревожное счастье» и успокоилась. Это совсем не супермегакиборги, а совершенно обычные женщины — смешливые, с нежными голосами. В фильме они шутят, разговаривают про детей. Они и к своему самолету относились как к ребенку, о котором всегда думаешь и заботишься.

— Сначала мы выбирали среди молодых ребят, потом среди актеров постарше, но все было не то, — говорит Андрей Шальопа. — Я не находил в них такого стержня, который позволяет в 20 лет командовать полками. В итоге эту роль играет Петр Рыков, которому на момент начала съемки уже стукнуло 39.

Съемочная группа подходит ко всем деталям предельно дотошно. Достаточно сказать, что модели истребителей Як-1, на которых в годы Великой Отечественной войны летал знаменитый «женский» 586-й истребительный авиаполк ПВО, делали по реальным чертежам того времени, на что ушло восемь месяцев. Соблюдены не только внешняя форма самолета, но и интерьер. Под капотом у каждого — патронный ящик, пулеметы, двигатель. Самолеты выглядят почти как подлинные музейные экспонаты. По мнению Андрея Шальопы, именно так должно создаваться кино — минимум графики, максимум реальности.

— Сделайте солнце более закатным, — раздается из-за режиссерского пульта, и вокруг стоящей на постаменте кабины начинает перемещаться прожектор, изображающий солнечные лучи. А в кадре в это время видно, что самолет летит сначала в сумерках, потом уже в ночи, скрывая в тени лицо главной героини.

Самолеты для съемок выглядят почти как музейные экспонаты

В дальнейшем эти кадры совместят с полноразмерными моделями. И никаких дорисовок, графики и прочих «мультиков». Симуляция на экране всегда видна и, как правило, разочаровывает. А рассказ о героях, которые, выполняя боевые задачи, иногда возвращались с пустыми баками и пробоинами, горели и садились на «брюхо», должен быть настоящим. Эти маленькие самолетики прикрывали грозные советские штурмовики, транспортники и наземные войска. Девушки-летчицы сходились в прямом бою с немецкими истребителями, бомбардировщиками и самолетами-разведчиками над самыми горячими точками пылающей страны — Сталинградом, Ростовом, Донбассом. И вместе с тем это были обычные люди, которое любили, дружили, теряли близких, получали ранения и снова возвращались в строй.

Сейчас проделана примерно треть работы. Группе предстоит снять еще несколько эпизодов, интерьеры для которых будут построены на «Ленфильме». Съемки планируется завершить к концу нынешнего лета. В прокат фильм «Литвяк» выйдет в начале 2024 года.

https://rg.ru/2023/02/01/reg-szfo/kino-dolzhno-byt-nastoiashchim.html