25.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Петербурге представили книгу о творчестве Достоевского

В петербургской редакции «Российской газеты» прошла презентация монографии «Ф.М. Достоевский: новые линии», автором которой является ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, доктор филологических наук Константин Баршт.

   Книга, выпущенная издательством «Нестор-История», состоит из пяти разделов, объясняющих, как двигалась творческая мысль писателя при создании произведений. Автор раскрывает значение скрытых и явных аллюзий, рассказывает об особенностях повествовательной манеры Достоевского, философских концепциях его персонажей. Кроме того, в книге освещаются самые актуальные вопросы публикации произведений и рукописей Достоевского в XXI веке.

   Монография построена на анализе широкого круга текстов, включая воспоминания современников писателя, его письма, черновые записи к произведениям, изобразительные материалы, а также содержит новые сведения о творческом процессе, истории создания романов. Константин Баршт выдвигает новые версии прототипов ряда произведений, раскрывает смысл не прочитанных ранее записей в тетрадях, анализирует перспективы инновационных текстологических решений при изучении и публикации черновых рукописей писателя, а также роль, которую сыграло в его жизни и творчестве знакомство с трудами Александра Бухарева (архимандрита Феодора).

   Как отметил автор монографии, Фёдор Михайлович во многом разделял религиозно-философские взгляды Александра Бухарева, труды которого оказали огромное влияние на творчество писателя. Особенно это касается романов «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Учёный привёл в пример цитату Василия Розанова о том, что архимандрит Феодор «дал церковную форму, церковное выражение тем идеям и движениям души, которые гораздо позднее нашли светское, и притом гениальное, выражение в Достоевском».

   Известно, что рукописи писателя пестрят портретными зарисовками, мужскими, женскими и детскими лицами, а также архитектурными рисунками и каллиграфическими прописями. При создании своих произведений он, как и Пушкин, не обходился без рисования, целью которого было изобразительное формулирование «лица идеи» своего персонажа. Несколько тысяч рисунков и каллиграфических записей находятся в черновиках писателя ко всем его произведениям. Журналистов заинтересовали изображения дубовых листьев на страницах рукописей «Преступления и наказания», и филолог разъяснил смысл их появления в процессе создания этого произведения.

   — В полуфеодальной культуре России XIX века граница между социально устроенными и социально обиженными гражданами пролегала по линии, на которой важную роль играли чины, знатность, родовитость, ордена и другие знаки отличия. И «дубовые листочки» были символом судьбы человека. Официальный мундир гражданина или имел, или не имел дубовых листочков на шитьё обшлагов верхней одежды, и это определяло то или иное русло, в которое направлялась его жизнь. Дубовые листья напоминали и золотое шитьё «его превосходительства», и мундир Наполеона Бонапарта и пряжку «За безупречную службу», которая была у отца Достоевского и от которой он, как и его герой Раскольников, решительно отказался — в споре со своим опекуном уволившись со службы ради свободного писательского ремесла. Рисуя, Достоевский подключал к своей работе изображения дубовых листьев как символ «перегородки», отделявшей свободу от несвободы, существование по накатанной колее, ведущей к чинам, богатству и социальному успеху — и нелёгкую, но свободную жизнь профессионального художника слова, — пояснил автор книги.

   Исследователь призвал читателей не делать поспешных выводов о том, что рисунки — лишь добавочный, боковой способ творческой реализации писателя. По его мнению, они связываются с ассоциациями, которые ложатся в основание метафоры, сюжетного события, идеи героя.

   Отвечая на вопрос журналистов о реализме Достоевского, специалист подчеркнул, что писатель откровенно недолюбливал это слово и даже определял свой творческий метод как идеализм, в основе которого было стремление говорить «правду и дело».

   Последние главы книги повествуют о новом проекте по созданию цифрового собрания рукописей Достоевского, осуществляемом под руководством Константина Баршта. История этого проекта началась ещё в 1993 году, когда впервые обсуждался вопрос об объединении в цифровой формат всего творческого наследия писателя. Проект находится в стадии реализации благодаря поддержке Российского научного фонда.

   — Новое информационное пространство страны и мира должно со всей очевидностью базироваться на высших культурных ценностях, объединяющих народы и национальные культуры, к которым, несомненно, принадлежит и наследие Достоевского, творческий процесс которого воплощает собой высочайший уровень гуманитарной культуры, — подчеркнул Константин Баршт.

https://bookmix.ru/news/index.phtml?id=17615