20.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Большом театре рассказали о премьерах нового сезона

Несмотря ни на что в главном театре России не стали изменять обычаю и объявили о ближайших творческих намерениях, собрав большую пресс-конференцию в парадном Императорском фойе с участием руководителей. Тон абсолютно деловому и реалистичному, но все же не лишенному оптимизма разговору задали генеральный директор Большого театра Владимир Урин и художественный руководитель балетной труппы Махар Вазиев.

В Большом театре не скрывают, что в давно, по сути, сформированную афишу пришлось вносить кардинальные изменения, поэтому и традиционное оглашение планов состоялось ни как всегда в конце апреля, а на три месяца позже, всего за пару дней до завершения уходящего сезона.

247-й сезон Большого театра откроется 14 сентября оперой Чайковского «Пиковая дама» в постановке Римаса Туминаса (в главных партиях — Юсиф Эйвазов и Анна Шаповалова, за дирижерским пультом Станислав Кочановский). А балет стартует 20 сентября «Лебединым озером».

Первой премьеру нового сезона представит балетная труппа: 30 ноября на Исторической сцене появится возобновленная «Шопениана» Михаила Фокина, над которой будут работать балетмейстеры Наталья Большакова и Вадим Гуляев. В пару к ней поставят «Большое классическое Па» из балета «Пахита» Людвига Минкуса в редакции Юрия Бурлаки (премьера состоялась Большом театре в 2008). И еще одна балетная премьера сезона — двухактный балет «Пиковая дама» на музыку Чайковского и Красавина в постановке Юрия Посохова. За последние годы хореограф представил в Большом ряд значимых мировых премьер на музыку Ильи Демуцкого: «Герой нашего времени» (2015), «Нуреев» (2017), «Чайка» (2021) и все они остаются в афише Новой сцены театра. А первое появление «Пиковой дамой» ожидаются на Исторической сценке 20 апреля 2023 года.

Первой оперной премьерой сезона 22 декабря 2022 станет «Демон» Антона Рубинштейна. Дирижер — экс-руководитель Пермской оперы Артем Абашев, режиссер — Владиславс Наставшевс, уже сделавший прежде две постановки на Камерной сцене («Искатели жемчуга» и «Маддалена»/ «Испанский час»). «Демон» станет его первой работой на Новой сцене.

Также именно на Новой сцене запланирована еще одна оперная премьера, прежде всего, как оммаж Сергею Рахманинову в год 150-летия со дня рождения композитора. Уже совсем под занавес сезона 20 июля будет представлен вечер одноактных сочинений — «Франческа да Римини» и никогда не ставившаяся в России «Флорентийская трагедия» Александра фон Цемлинского. Режиссер — Александр Молочников (в 2019 поставил спектакль «Телефон. Медиум» по операм Менотти на Камерной сцене), за дирижерский пульт встанет дебютант Большого — Дмитрий Матвиенко, который, в частности, совсем недавно был вторым дирижером на премьере оперы «Мертвый город» Эриха Корнгольда в столичном театре «Новая Опера».

Не менее важно заметить, что в оперный репертуар Большого театра обещано возвращение весомых в художественном смысле и «Саломеи», и «Лоэнгрина», что были созданы в формате копродукции с театром «Метрополитен»-опера. «Лоэнгрин» предполагается уже в ноябре (ожидается, что заглавную партию исполнит Иван Гынгазов), а «Саломея» будет во второй части сезона. А говоря о спектаклях, запланированных в партнерстве с западными театрами, таких, например, как «Хованщина» в постановке Саймона Макберни, премьера которой должна была состояться нынешним летом, Владимир Урин подчеркнул, что зарубежные коллеги остаются на связи и не разрывают контактов. Все надеются, что большинство задуманных проектов будет реализовано, пусть и через некоторую паузу.

Главной же оперной премьерой предстоящего сезона предсказуемо станет 29 марта 2023 года «Трубадур» Верди на Исторической сцене. Режиссером-постановщиком выступит Роман Феодори, только что дебютировавший в Большом спектаклем «Линда ди Шамуни» на Камерной сцене. А вот дирижер-постановщик для «Трубадура» парадоксально еще не найден.

Очевидно, Камерная сцена, которая, кстати, скоро должна закрыться на реконструкцию — проект уже готов и утвержден, дело только за строителями, стала настоящей «кузницей» режиссерских кадров для Большого театра. Правда, удивительно, что на это время задумано спектакли, идущие там отправить в ДК на Яузе. А ведь лучшие из постановок очень неплохо бы смотрелись на Новой сцене Большого, а другим спектаклям уже можно стать просто историей.

Планы театра заметно скромнее и строже прежних сезонов последнего времени. Но ахиллесова пята Большого сейчас, конечно, в том, что с того момента как в марте нынешнего года Туган Сохиев решил оставить пост главного дирижера, театр остается музыкально «обезглавленным». А ведь в России сегодня есть и талантливые, и достойные этой позиции дирижеры. Вопрос только в том, кто и когда проявит смелость и волю для подобного назначения.

Но, как выяснялось в финале встречи к восторгу всех собравшихся, и особенно зарубежных коллег, балет «Щелкунчик» в новогодние праздники будет обязательно!

https://rg.ru/2022/07/24/v-bolshom-teatre-rasskazali-o-premerah-novogo-sezona.html