20.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Башкирская опера завершает сезон «Евгением Онегиным»

Премьеру «Евгения Онегина» в Уфе ждали давно. Работа над спектаклем под влиянием пандемии затянулась на долгие два сезона. Театр вверил постановку культовой оперы Чайковского, по сути, режиссеру-дебютанту, еще студентке РАТИ Ляйсан Сафаргуловой. Правда, при поддержке опытного и признанного сценографа и художника по костюмам Ивана Складчикова. Место за дирижерским пультом занял Азат Шахмухаметов, для которого данная премьера также оказалась дебютом, но в качестве музыкального руководителя.

Такой дебютантский посыл в принципе очень созвучен этому феноменальному сочинению Петра Ильича, если вспомнить, что великий композитор создавал по мотивам одноименного романа Пушкина вовсе не гранд-оперу, а «лирические сцены» для студенчества. Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму…» Другое дело, что из-под его пера вышел настоящий шедевр, познавший к сегодняшнему дню сотни интерпретаций, иные из которых стали лучшими страницами истории мирового музыкального театра. И ныне оставаться в рамках и на уровне студийного прочтения «Евгения Онегина» на подмостках серьезного театра просто нереально.

Спектакль сделан очень атмосферно и стильно; в его воздухе разлит сплин провинциальной жизни, описанный не только Пушкиным, но и Чеховым, и Горьким. Но если наряды от Ивана Складчикова — это будто модное дефиле, порой не без греха избыточной красоты и дороговизны, то сценография — точная и «действенная», вступающая на режиссерскую территорию. Так, третье действие строится вокруг гигантских хрустальных люстр. С мелодичного перезвона их подвесок, собственно, и начинается финальный петербургский акт. Люстры эти спущены на пол, лежат на боку, создавая ощущение всеобщей поверженности и невозможности счастливой развязки. Градус трагического напряжения только повышают будто бы смешные танцевальные номера лакеев — с подносами и стульями (хореограф Рамуне Ходоркайте).

Ахиллесова пята постановки — музыкальная часть. Приглашенный дирижер Азат Шахмухаметов пока еще в поиске диалога и с оркестром, и с певцами, а главное, понимания и собственного отношения к Чайковскому. На премьере под его дирижерской палочкой ноты отказывались становиться музыкой. При этом хор (главный хормейстер — Александр Алексеев) работал виртуозно, на высочайшем уровне во всех, как правило, крайне сложных мизансценах.

У солистов получился пестрый ансамбль. Дамы — Ларина (Любовь Буторина/Катерина Лейше), Филиппьевна (Татьяна Никанорова/Татьяна Мамедова), Ольга (Екатерина Куликова/ Назгуль Ибрагимова) в целом проявили себя вокально и сильнее, и ярче своих кавалеров: Трике (Алим Каюмов/Айдар Хайруллин, создавший запоминающийся, совсем непроходной образ), Ленский (Ильгам Валиев / Владимир Орфеев). Генеральская партия князя Гремина досталась дуайену труппы Геннадию Родионову и художественному руководителю Башкирского театра знаменитому басу Аскару Абдразакову, которого зал встречает с неизменным восторгом.

Что касается исполнителей самых важных партий, то титульная роль у баритона Яна Лейше оказалась и вокально неточной, и недостаточно харизматичной для того, чтобы быть в центре и причиной таких судьбоносных коллизий. А вот Татьяна Галины Чеплаковой, приглашенной из театра «Астана Опера», стала главным событием этой премьеры. Почти безупречное пение, музыкальность и редкое актерское дарование создали трогательный, но очень непростой, многослойный образ. Ее Татьяна, которую, как известно, Чайковский любил много больше других героев своей оперы, женщина с сильным характером. Она хотела научиться любить по-настоящему, но ей не дали…

И хотя спектакль поставлен длинно — с двумя долгими антрактами, публика в паузах и в финале совсем не торопится в буфет или по домам. Как загипнотизированная, она наблюдает за тем, как волнительно и абсолютно беззащитно, уже оставшись без музыки, герои, будто нехотя, уходят в темноту вечности.

СПРАВКА «РГ»

Мировая премьера оперы «Евгений Онегин» состоялась в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве. Для Башкирского театра оперы и балета — это восьмое обращение к одной из самых значимых и знаменитых русских опер. Впервые «Евгений Онегин» появился на берегах реки Белой в 1939 году вскоре после открытия театра, а в 1953 году, что примечательно, в Уфу в качестве режиссера-постановщика был приглашен великий тенор Сергей Лемешев.

https://rg.ru/2022/07/20/uzhel-ta-samaia-tatiana.html