25.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Анвар Либабов и Нелли Уварова представили спектакли на фестивале в Пскове

В Пскове продолжается фестиваль особенных людей «Другое искусство». Анвар Либабов, знаменитый клоун-мим, артист театра «Лицедеи» (Петербург), представил в академическом театре драмы им. А.С. Пушкина премьеру спектакля «Где-то когда-то», в котором он выступил как режиссер и одновременно исполнитель одной из главных ролей.

Это второй показ постановки публике, первый состоялся в мае на Малой сцене московского театра «Современник». Особенность этого проекта — в нем участвуют воспитанники и сотрудники Филимонковского детского дома-интерната — семейного центра «Филимонки» (Московская область). Восемь воспитанников, четыре сотрудника центра, два актера театра «Лицедеи» — Наталья Шалаева (Кейхель) и Анвар Либабов.

Либабов несколько лет создает спектакли и представления с юными артистами и гастролирует с ними. Спектакль «Веселые Карзики» в 2019 году был показан на фестивале «Другое искусство» в Пскове, его играли на сценах Петербурга, в Московском областном ТЮЗе и «Современнике», он даже был приглашен на карнавал в Венецию.

То, что делает на сцене (на улице, в любом пространстве!) Анвар Либабов — это всегда громкий праздник. Все веселятся как дети — стар и млад. И «Где-то когда-то» — не исключение.

В город приехал цирк. Бродячий. Здесь маг и дрессировщик (а какие фантастические слоны! Зал просто рухнул от хохота), джигиты -наездники, силачи, иллюзионист, клоуны… Смертельный номер — исчезновение человека… А тут, оказывается, есть свой «артист» (бомж, промышляющий на помойках. В этой роли «купается» Анвар Либабов. «Городской Дон Кихот, питерский» — так свою роль видит он). Помойка, всюду мусор (излюбленная тема «лицедеев»!), старые газеты, картонные коробки, полиэтиленовая пленка, рваная одежда и изрядно поношенная обувь, черные мешки для мусора…Как и знаменитые питерские «лицедеи» — эти артисты также веселят публику, непринужденно общаются с ней, носятся по залу. Фейерверки из ярких блесток. В зал летят свежие огурцы. Либабов на сцене скачет на венике… Зрители умирают со смеху. Есть и трогательная любовь к прекрасной даме.

— Это наш с ребятами третий спектакль. Они нашли меня в 2018 году — Бог послал, видимо, — рассказал после представления Анвар Либабов. — В нашем жанре сложно работать. Это не драма, тут никакой драматургии, где бери Чехова, Островского — и ставь… Нам никто не пишет инсценировку, мы сами все сочиняем, все берем из своей жизни, накоплений, наблюдений, переживаний. Наши представления — это штучный «товар». Придумать номер, образ — дело всей жизни, бывает. У нас нет ни режиссеров, ни гримеров. Все делаем сами — костюмы, декорации. Шьем, рисуем, красим, реквизит собираем. И свет, и звук — сами…

Идея, что можно сотворить с ребятами, ко мне, как всегда, пришла неожиданно. Ночью. Летал в Москву в свободное время. Репетировали. С нуля начали, можно сказать. И, пожалуйста, произошло чудо. Сначала появились «Мечтатели» («Высокие Карзики»), потом — «Городок в табакерке», который играли в Московской консерватории, вместе с оркестром, тексты читала актриса «Современника» Алена Бабенко. Мы даже в Венецию два раза летали. Сыграли там «Птицы рулят», на площади Сан-Марко. И дали вечернее представление на мостах и набережных — «Венецианская корюшка». На наши показы приходил художник Михаил Шемякин, давний друг «Лицедеев».

А на следующий день филимонковцы развлекали псковскую публику веселым уличным представлением — на Пушкина, рядом с Пушкинским театром.

На Новой сцене театра имени Пушкина показали спектакль «Интернат» проекта «Наивно? Очень» (Москва) с участием актеров Нелли Уваровой, Евгения Редько, Дмитрия Крестьянкина, Марии Лапшиной, о жизни людей в психоневрологическом интернате (ПНИ). Они недееспособные, «психи». От многих отказались родные. ПНИ — как изолятор, как зона строгого режима, там живут «по звонку». Как выйти из этого ада?

Спектакль решен в форме читки. «Мы не разыгрываем истории людей из интерната, а скорее хотим разделить с ними их чувства, быть рядом, хотя бы таким способом, — отмечают создатели. — Мы хотим говорить об этой проблеме теми средствами, которыми владеем — сценическими. Чтобы люди знали о том, что происходит в таких учреждениях. Чтобы были приняты законы, позволяющие хоть как-то изменить их жизнь «.

— В прошлом году я прочитала в газете статью Елены Костюченко о пациентах с психическими и неврологическими нарушениями, живущих в интернате. История тронула меня, мне многое открылось, некоторые подробности ошеломили, хотя казалось, что я «в теме». Поняла: голоса этих людей — Любы, Тёмы, Светы — должны прозвучать и быть услышаны. Режиссер Екатерина Половцева заинтересовалась проектом. Согласовали с автором статьи. Команда собралась очень быстро: Евгений Редько, с которым мы работаем в одном театре — РАМТе, Дмитрий Крестьянкин, Ольга Лапшина и Маша Лапшина.

Елена Костюченко прожила в ПНИ две недели, брала интервью у медперсонала, общалась и продолжает общение с пациентами. Кому-то помогли с инвалидной коляской, двух женщин приняли на проживание в Дом милосердия в Поречье, теперь они находятся в других условиях, лучших (я там побывала, общалась с ними).

Мы уже год играем этот спектакль на разных площадках, рассказываем о нем, всегда продаем билеты (он не рассчитан на приглашенную «околотеатральную» публику, которая приходит в театр по контрамаркам), чтобы перевести деньги нуждающимся в помощи. Мне часто задают вопрос: неужели кто-то купит билет на такой тяжелый спектакль, когда можно пойти в театр на комедию и развлечься, посмеяться? Кому нужны чужие проблемы? Этот выбор — как лакмусовая бумажка: готовы ли люди открыться, готовы трудиться, расти в театре?

В рамках проекта «Наивно? Очень» существуют художественные мастерские, в которых работают люди с особенностями развития, мы поддерживаем их. Мы выпустили еще два спектакля: «Женщины Лазаря» по роману Марины Степновой и «Сахарный ребенок» по повести Ольги Громовой. Играем их в Москве — в галерее «Наивно? Очень». Там также заняты профессиональные актеры.

А на следующий день на фестивале в фойе театра открылась фотовыставка «Необучаемый» петербургского журналиста, общественного деятеля Юрия Кузнецова, живущего с диагнозом «ДЦП». Ему в детстве поставили клеймо: «необучаем». А он, передвигаясь в инвалидном кресле, ведет активную жизнь, работает, приехал на фестиваль в Псков. И можно было прочитать такие его строки: «Я помню все эти запахи тяжелые в ПНИ… Запах страха, запах безнадёги. Нет никакого лекарства, которое эти ощущения забьет. Вся жизнь состоит из полос, и обязательно есть полосы вот такие темные, а не светлые».

https://rg.ru/2022/06/25/reg-szfo/anvar-libabov-i-nelli-uvarova-predstavili-spektakli-na-festivale-v-pskove.html