29.03.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Аленький цветочек» в преддверии юбилея

В 2023-м замечательному «Аленькому цветочку» В. Купцова из репертуара «Кремлёвского балета» исполняется пять лет.

Каждый  его показ смело можно назвать событием — спектакль идет буквально на одном дыхании!  Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: “Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: “В некиим царстве, в некиим государстве…”

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об “Аленьком цветочке”». В последние годы жизни, Сергей Тимофеевич вспомнил и ключницу Пелагею, и ее замечательную сказку. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала любимой детьми и взрослыми.

Замечательная история о самопожертвовании неоднократно являлась зрителям в виде спектаклей, мультфильмов, кинофильмов и опер. Но волшебнее всего историю любви представляет великое искусство танца.  Сказочный  балет — идеальный выбор для семейного просмотра и знакомства юных зрителей с миром балетного искусства.  Фантастический сюжет, извечная борьба добра и зла в окружении красочных костюмов и невероятных декорации захватывают внимание с первых секунд.

Это история о купце, который отправляется  в путешествие за Аленьким цветочком, и получает его с условием обмены на свою или чужую свободу. Его младшая дочь ради спасения жизни отца соглашается на жизнь во дворце чудовища, но влюбляется в него. Любовь снимает заклятие, и чудовище становится юношей. «Один из главных персонажей здесь – Аленький цветочек, вернее, его дух, воплотившийся в образе феи. Волшебство цветочка – в способности дарить людям любовь» – рассказывает о спектакле А.Петров. При этом Петров – режиссер и хореограф – верен себе: он выстраивает спектакль как непрерывное, невероятно динамичное зрелище, запоминающееся лиричными дуэтами, графически четкими массовыми композициями, яркими, тонкой психологической проработкой образов, а еще – зажигательным юмором, воплощенным в танце, что на балетной сцене встречается нечасто. Хореограф-постановщик с самого начала подчёркивал, что «Аленький цветочек» — спектакль для семейного просмотра, но его нельзя назвать детским. Как, впрочем, и саму сказку С.Т. Аксакова, ведь речь в этом произведении идёт об очень важных вещах, не только не утративших свое значение сегодня, но и, пожалуй, ставших для современного общества еще более актуальными. Умение держать слово и сострадать ближнему, бескорыстие, отвага, благородство, готовность противостоять злу и, конечно же, безусловная любовь как основа самого мироздания…  Но никакой дидактики, все очень легко, изящно, местами иронично и невероятно красиво – от первой до последней мизансцены. Хореограф-постановщик сделал акцент повествования на Аленьком цветочке, как воплощении феи — доброго волшебства, способного подарить своему обладателю способность любить окружающих.

Отдельного внимания заслуживает оформление спектакля. Фантастическая сценография заслуженного деятеля искусств РФ Григория Белова с использованием самых современных спецэффектов, поражает воображение  почитателей Терпсихоры. Яркий народный быт стилизован в духе сказочной Руси Ивана Билибина, фантастический мир волшебного цветка передан импрессионистскими приемами в декорациях и костюмах, а для воплощения злого колдовства использованы средства модернизма. Изумительные костюмы художника Ольги Полянской подчеркивают характер персонажей и   являются достойной оправой для мастерски найденного Андреем Петровым хореографического решения: Вв«Аленьком цветочке» танцевальный язык каждого персонажа оригинален и узнаваем, при этом он невероятно выразителен и щедр на «лексические» изюминки.

В главных партиях выступили заслуженная артистка России, нежная и восхитительная  Екатерина Первушина (Настенька) и премьер театра «Кремлёвский балет» неподражаемый Даниил Росланов (Чудище – заколдованный царевич). Партию купца Ивана Васильевича по традиции виртуозно исполнил премьер «Кремлёвского балета» Михаил Евгенов. Зрители, восторженно реагировали на выразительные дуэты сестёр Настеньки —  Марфы и Пелагеи. В партии первой была неподражаема лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева, вторую прекрасно исполнила Полина Дияншина. Завораживала отточенной пластикой и убедительным актёрским перевоплощением заслуженная артистка России Ирина Аблицова (Злая колдунья), которой во время своих  коротких по времени выходов на сцену, тем не менее, удавалось по-настоящему удерживать внимание зала. С первого же появления очень точную атмосферу сказочного царства сумела создать лауреат Всероссийского конкурса Ксения Хабинец (фея Аленького цветка), а лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Егор Мотузов и Максим Сабитов (купцы – товарищи Ивана Васильевича и женихи Марфы и Пелагеи) впечатлили виртуозной техникой, экспрессией, настоящим актерским драйвом.

И, конечно же, успех постановки в значительной мере обусловлен полным слиянием музыкальной и хореографической партитур, они «звучат» в унисон, и найденные композитором для каждого действующего лица образные характеристики получают адекватное воплощение при переводе на язык пластики и танца. Добавим, что музыка Владимира Купцова ошеломляюще танцевальна и  поразительно иллюстративна и  удивительно позитивна, а ещё — щедра на запоминающиеся лейтмотивы. Традиционно порадовал своим звучанием симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста России Сергея Кондрашева.

Кстати, «Аленький цветочек» – совместная постановка «Кремлевского балета» и Московской государственной академии хореографии. Андрей Петров убежден: сценическая практика необходима будущим артистам балета с первых шагов в профессии. С ним согласна и ректор академии, народная артистка России, профессор Марина Леонова. Так что в сказочных сценах были задействованы совсем ещё юные исполнители, справившиеся с поставленными перед ними задачами на «отлично».

https://mospravda.ru/category/kultura/