29.03.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Александр Алексеев: «Сфера» — театр «из души в душу»

17 октября ведущему актеру театра «Сфера» заслуженному артисту России Александру Алексееву исполнилось 70 лет. В московском драматическом театре «Сфера» он служит с апреля 1989 года. На счету у юбиляра более 20 актерских работ, среди которых главные роли в спектаклях «Старший сын», «Затейник», «Без вины виноватые», «Вишневый сад», «Дачники», «Лес» и другие. Александр Алексеев —  лауреат театральной премии имени А. Д. Попова, а также лауреат диплома ХIV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь». В канун юбилея состоялась наша беседа.

 — Александр Александрович, для вас юбилей – это праздник или будни? Какие итоги можете подвести?

— Для меня это не то и не другое. Это такой объективный момент, не зависящий от тебя, когда интересно оглянуться назад, посмотреть, что ты успел, попытаться посмотреть вперед и определиться с тем, чего ты хочешь в дальнейшем, да еще в таком возрасте, когда выбор уже не очень велик. Это возможность отблагодарить, пообщаться с теми людьми, которые были рядом на этом пути, особенно в нашем деле, это твои коллеги, в первую очередь твоя семья, которая была с тобой, это твои друзья, которые не работают в театре, но так или иначе влияют на твою жизнь. Это возможность сказать спасибо, что не забыли, отметили, это все очень важно. Какие итоги? Хорошо, что было много хорошего. Было много больших удач, было много неудач, причем больших неудач, хотелось бы поменьше их, но с этим уже ничего не поделаешь. Жизнь, как говорится, не вернуть назад. Как говорит мой герой в спектакле «Затейник»: «Все пишем кровью сразу в одну общую тетрадь. Ничего нельзя начать сначала». Считаю, что моя жизнь в театре, в общем-то, сложилась очень удачно. Мне повезло и с педагогами, и с людьми, под руководством которых я работал в театре, мне повезло с партнерами, а среди них было очень много хороших и ярких артистов. Что-то не удалось, но это естественно – нельзя объять необъятное, так же как нет предела совершенству. Но в принципе я считаю свою жизнь удачной и благодарен Богу за то, что она именно такая, а не другая.

— В театре «Сфера» особая атмосфера и передача действия пьесы. Что нужно уметь актеру вашего театра, чтобы добиться понимания зрителя? Есть ли какие-то особые секреты?

— Это важнейший вопрос существования этого театра. Я считаю, что актеру прежде всего нужно быть бесконечно уважительным к зрителю, тактичным по отношению к нему, потому что смысл наш не в том, чтобы показать себя, продемонстрировать себя, а в том, чтобы пригласить его на разговор. Этот разговор никоим образом не должен начинаться с того, чтобы занять его место в разговоре, а потом устраивать диалог с самим собой, ведь тогда зритель будет сидеть и недоумевать, зачем он тут. И если повести себя по отношению к нему неуважительно, нетактично, он не вступит с тобой в беседу, потому что любой человек, если не чувствует к нему расположения, уважения, он не захочет с тобой разговаривать. Тем более он приходит посмотреть спектакль, а не к психологу, чтобы делиться своей бедой. Когда зрители попадают в наш театр в первый раз, для них это открытие, особенно то, что они видят перед собой не только актеров, но и других зрителей. И у наших актеров стоит большая задача сосуществовать со зрителем, разговаривать с ним, пытаться прожить вместе с ним какие-то ситуации, психологические моменты. Вообще это театр «из души в душу». Есть разные виды искусства: есть искусство для ума, есть искусство для глаз, а есть театр для души. И здесь без доверительности, такта и культуры разговора, культуры общения никуда не деться. Без этого театр будет бессмысленным, тогда это будет то, что абсолютно никого не тронет. Есть театры с эффектными постановками, с фантастическими декорациями и всякими постановочными наворотами. Да, они будут удивлять, восхищать, но это не тронет ни душу, ни сердце зрителя. Наш театр не занимается этим: мы не пытаемся переодеть в современную одежду героев пьес Островского, или превратить в гомосексуалиста Гаева в «Вишневом саде» у Чехова, или завесить сцену какой-то совершенно сумасшедшей декорацией типа цирковой, на которую все будут глядеть. Ведь все это будет забыто на следующий день, а театр для души – нет. Что касается секретов, да, они есть и они простые. Мы находимся в центре площадки, у нас зритель со всех сторон, и вот здесь нужно уметь разговаривать со всеми, а не отдельно с кем-то, потому что когда ты вдруг подходишь и начинаешь в зале разговаривать с одним человеком, то все остальные чувствуют себя дураками. «А мы, собственно, для чего пришли?» — могут они спросить. Надо уметь разговаривать со всеми, но в то же время и для каждого. А для этого нужно чувствовать, что за спиной у тебя такой же зритель, как и напротив. И даже если его там нет, то ты должен играть так, как будто он есть. И он должен слышать твой голос, а это определенный настрой. Этому надо учиться, тренироваться, не все это понимают. Валерий Баринов, мастер и народный артист, вообще сказал: «Я вышел на эту сцену и почувствовал себя голым». Это действительно так, тебе просто не за что спрятаться на этой сцене. А для этого надо обладать этой техникой и, конечно, речью.

— Люди вашей профессии всегда в поиске, в развитии. В чем (или в ком) вы находите вдохновение выходить на такую необычную сцену театра «Сфера»?

— Поиск существует тогда, когда ты не желаешь останавливаться в том, что ты делаешь, а хочешь продолжать служить этому делу, участвовать в нем. Тогда и существует поиск. Если ты развиваешься, значит, ты растешь. Вдохновение мое в материале, который мне предлагается. Я получаю огромное удовольствие от поиска моего места в материале, от того, что мне предстоит сделать для этого, в понимании того, совпадает ли мое понимание роли с режиссерским прочтением. Это те мысли, которые меня захватывают, и я готов ради этого делать многое. Меня это заводит, я становлюсь не просто сослуживцем, я становлюсь «подельником», и мне это нравится, мне этого хочется, я от этого получаю счастье. Я не иду просто на работу, я иду на репетицию. Как только я впервые попал в «Сферу» и посмотрел на эту удивительную сцену, у меня не было ни грани сомнения в том, что таким и должен быть этот театр! Настолько органично соединялись в нем сценография, режиссерское решение и актерская игра, настолько точно была реализована авторская идея, настолько это было понятно и ясно, настолько меня все это веселило и устраивало, что мне даже и мысли не пришло, что это не мое. Для меня сцена «Сферы» никогда не была «необычной». Наоборот, мне на ней всегда было спокойно, комфортно и легко. И если бы «Сфера» пошла в сторону обычного портального театра, то это был бы совершенно другой театр.

https://mospravda.ru/2022/10/15/592463/