Если когда-нибудь поставят аллегорический памятник Человеку Театра, то у него, безусловно, должна быть внешность Олега Ефремова — актера и режиссера, не мыслившего себя без сцены. Для него она была и творческой лабораторией, и пространством для реализации идей, и способом диалога со зрителем, да, собственно, — с жизнью. В чем новаторство создателя «Современника» и звезды советского кино, как он воспринял раскол любимого МХАТа — в материале РИА Новости к 95-летию мастера.
Первые шаги и ориентиры
Его первые творческие шаги в Центральном детском театре уже обсуждала искушенная публика: спектакль «Димка-невидимка» стал легендой. Вроде бы сказка с примесью советской пионерской сатиры, но Ефремов сразу же выдал необычную форму: постановка из нравоучительного морализаторства превратилась в легкий и яркий мюзикл, на который толпами шли и взрослые, и дети.
Как вспоминал сам актер, для него главным ориентиром были великие мхатовские старики. Он все время мысленно примерял на себя их образы, думал, что может перенять у каждого из них.
Несмотря на то что у молодых режиссеров в середине 50-х классический подход системы Станиславского был не в чести, Ефремова, напротив, интересовала возможность возрождения студийного духа, из которого когда-то возникла труппа МХАТа. Оставалось сплотить вокруг себя единомышленников.
Единомышленники
И они нашлись. Студия, которая впоследствии назвала себя «Современником», практически мгновенно обрела популярность, а молодые артисты стали кумирами шестидесятых годов. Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Галина Волчек, Олег Табаков — о них говорили все, кто хоть немного интересовался современным театром.
Когда о спектакле по пьесе Розова «Вечно живые» написали, что спектакль замечательный, но это — «всего лишь хороший МХАТ», Ефремов воспринял такую оценку как высочайшую похвалу. Если даже скептики увидели в его работе продолжение духа труппы Станиславского и Немировича-Данченко, то это означало, что режиссер попал в цель.
More Stories
Александру Абдулову — 70. Смотрим редкие фото любимого артиста
В Москве 30 мая состоится мастер-класс по театральному гриму
«Лавировать надобно, лавировать»